Екатеринбург |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А60-23725/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ИНН: 6660013279, ОГРН: 10266049522520, далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2013 по делу N А60-23725/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Алапаевская центральная городская больница" (ИНН 6601001930, ОГРН 1026600509275, далее учреждение здравоохранения) расходов на оплату пособия по листку нетрудоспособности, необоснованно выданному учреждением здравоохранения, в сумме 11 368 руб. 90 коп.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2013 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и обращая внимание суда кассационной инстанции на допущенные ответчиком нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности, установленного приказом Министерства здравоохранения и социального развития 29.06.2011 N 624н.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
В силу требований Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
В силу пп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности отнесены к страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пп. 6 п. 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Вместе с тем следует отметить, что не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
Гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности при отсутствии страхового случая и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев и оценив представленные в материалы дела доказательства, выявили, что предъявленная ко взысканию с учреждения здравоохранения сумма 11 369 руб. 90 коп. является принятым к зачету страховщиком страховым возмещением по временной нетрудоспособности, выплаченным страхователем своему работнику по предъявленному листку нетрудоспособности, оформленному с нарушением установленного порядка.
При исследовании обстоятельств дела суды установили, что в данном случае отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листка нетрудоспособности (заболевание застрахованного лица) учреждением не оспаривается, в рассматриваемом деле отсутствие страхового случая учреждением и судом установлено не было.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с учреждения здравоохранения понесенных учреждением расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 11 369 руб. 90 коп.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2013 по делу N А60-23725/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с пп. 6 п. 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2014 г. N Ф09-2260/14 по делу N А60-23725/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9786/14
18.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9786/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2260/14
31.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2260/14
21.01.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15529/13
08.11.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-23725/13