Екатеринбург |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А07-13443/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - министерство; ИНН 0278095119) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2013 по делу N 07-13443/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Нафиков Р.Ш. (доверенность от 12.11.2013 N 10/09712);
Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее - комитет; ИНН 0274150329, ОГРН 1100280032038) - Гареева И.И. (доверенность от 24.01.2014 N 4).
Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган; ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202) от 25.06.2013 по делу N ГЗ-434/13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, министерство, ООО "Вэст", ООО "Лидер".
Решением суда от 01.11.2013 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных комитетом требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судам норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, комитет, как орган, осуществляющий размещение заказа, был обязан удостовериться соответствует ли претендент (ООО "Лидер") требованиям законодательства о лицензировании, имеет ли он право проводить работы по утилизации пестицидов с истекшими сроками хранения на основании лицензии с разрешенными видами работ - сбор и транспортировка.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм права, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
При исследовании материалов дела судами установлено, что управлением 25.06.2013 приято решение N ГЗ-434/13 по жалобе ООО "Вэст" на действия аукционной комиссии по размещению заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0101200008113003722 (g002313060/2249) на право заключения государственного контракта на выполнение мероприятия по организации утилизации пестицидов с истекшими сроками хранения и запрещенных к применению с территории муниципальных районов Республики Башкортостан, которым в действиях членов аукционной комиссии по размещению заказов установлено нарушение п. 2 ч. 6 ст. 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Комитету 25.06.2013 выдано предписание N ГЗ-434/13 об устранении нарушений Закона N 94-ФЗ.
Основанием для вынесения антимонопольным органом указанных решения и предписания явились следующие выводы: 07.05.2013 уполномоченным органом на официальном сайте было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 010120008113003722 открытый аукцион в электронной форме (g002313060/2249) на право заключения государственного контракта на выполнение мероприятия по "Организации утилизации пестицидов с истекшими сроками хранения и запрещенных к применению с территории муниципальных районов Республики Башкортостан". Согласно документации об открытом аукционе в электронной форме вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, копию действующей лицензии по обезвреживанию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности, либо на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности с приложением вида работ, выданные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Победителем открытого аукциона в электронной форме N 010120008113003722 ООО "Лидер" в составе второй части заявки было приложено уведомление от 09.09.2011 N 75 о предоставлении лицензии с приложением. Согласно указанному приложению, в графе "Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности", указано - сбор и транспортировка. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 настоящего Федерального закона. Управлением установлено, что предметом открытого аукциона в электронной форме N 010120008113003722 является утилизация пестицидов с истекшими сроками хранения. Следовательно, допустив заявку ООО "Лидер", аукционная комиссия по размещению заказов нарушила положение п. 2 ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ, так как в приложении к уведомлению от 09.09.2011 N 75 о предоставлении лицензии установлен вид работ выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, не соответствующий предмету открытого аукциона в электронной форме N 010120008113003722.
Удовлетворяя заявленные комитетом требования, суды исходили из того, что у комитета не имелось правовых оснований для применения положений п. 2 ч. 6 ст. 11 Закона N 94-ФЗ по отношению к ООО "Лидер", в связи с чем признание антимонопольным органом факта нарушения заявителем указанной нормы, является необоснованным.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных данным Законом положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа. Согласно ст. 11 Закона N 94-ФЗ участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Положениями ч. 1, 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) потребностям заказчика.
Как видно из материалов дела, предметом открытого аукциона в электронной форме N 010120008113003722 является заключение государственного контракта на выполнение мероприятия по "Организации утилизации пестицидов с истекшими сроками хранения и запрещенных к применению с территории муниципальных районов Республики Башкортостан".
В качестве требований к участникам размещения заказа указывалось представление документов, необходимых для подтверждения соответствия участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов - лицензия по обезвреживанию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности или лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности с приложением вида работ, выполняемого в составе лицензируемого вида деятельности (отходы средств защиты растений, средств дезинфекции; отходы средств обработки и защиты растений от вредителей согласно приказу МПР России от 02.12.2007 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", действующая на территории Российской Федерации лицензия по обезвреживанию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности или лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности с приложением вида работ, выполняемого в составе лицензируемого вида деятельности (отходы средств защиты растений, средств дезинфекции; отходы средств обработки и защиты растений от вредителей согласно приказу МПР России от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", действующая на территории Российской Федерации.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 20 ст. 41.10 данного Федерального закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Требованиями ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ определено, что в качестве оснований для признания заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, как не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае: 1) непредставления документов, определенных ч. 6 ст. 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ) 2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ в числе обязательных требований при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа установил соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ признается победителем открытого аукциона в электронной форме участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 5 ст. 10, ч. 3 ст. 57 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных данным Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно материалам дела при предмете аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение мероприятия по организации утилизации пестицидов с истекшими сроками хранения и запрещенных к применению с территории муниципальных районов Республики Башкортостан, ООО "Лидер" представлено уведомление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от 09.09.2011 N 75 о предоставлении лицензии, согласно которому ООО "Лидер" уведомляется о предоставлении ему лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности серии 018 N 00075, сроком действия до 09.09.2016.
Между тем, судами не учтено, что местом осуществления ООО "Лидер" лицензируемого вида деятельности является Удмуртская Республика. Доказательств наличия у общества субподрядчика с лицензией на осуществление соответствующей деятельности на территории Республики Башкортостан не представлено.
Таким образом, выводы судов о том, что у победителя аукциона имелась надлежащая лицензия, не основаны на материалах дела.
При таких обстоятельствах, поскольку основания для признания ООО "Лидер" победителем оспариваемого аукциона отсутствовали ввиду несоответствия его требованиям аукционной документации, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных комитетом требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2013 по делу N А07-13443/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25.06.2013 N ГЗ-434/13 отказать.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ в числе обязательных требований при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа установил соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ признается победителем открытого аукциона в электронной форме участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 5 ст. 10, ч. 3 ст. 57 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных данным Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2014 г. N Ф09-3013/14 по делу N А07-13443/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3013/14
26.02.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14481/13
01.11.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13443/13
09.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9748/13