Екатеринбург |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А60-50746/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Татариновой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Каменска-Уральского (далее - администрация; ИНН 6612001121, ОГРН 1026600938540) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2014 по делу N А60-50746/2013.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Александрова Ю.А. (доверенность от 06.02.2013 N 480);
Прокуратуры Свердловской области (далее - прокуратура) - Костина О.А. (доверенность от 26.09.2013 N 8/2-15-13).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующими п. 2 постановления администрации от 02.08.2012 N 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложения к постановлению администрации от 02.08.2012 N 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" как противоречащих п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ст. ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.03.2014 (судьи Подгорнова Г.Н., Окулова В.В., Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято исключительно в отношении твердых бытовых отходов, которые составляют по Федеральному классификационному каталогу отходов лишь малую часть всех образующихся видов отходов; не разделяет твердые бытовые отходы на соответствующие виды и классы опасности, в связи с чем, по мнению администрации, оно не подменяет собой нормативы образования отходов.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит решение суда оставить в силе, его считает его законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит ввиду следующего.
При исследовании материалов дела судами установлено, что 02.08.2012 администрацией принято постановление N 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский".
Приложением к указанному постановлению утверждены рекомендуемые годовые нормы накопления отходов.
Данное постановление опубликовано в газете "Каменский рабочий", выпуск от 14.08.2012 N 62.
Считая, что п. 2 указанного постановления противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 11 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
В силу подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по утверждению нормативов образования отходов от деятельности предприятий, учреждений, организаций органы местного самоуправления поселений не обладают. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти
Следовательно, п. 2 постановления администрации от 02.08.2012 N 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" и приложения к постановлению администрации от 02.08.2012 N 1125 "О нормах накопления отходов на территории муниципального образования город Каменск-Уральский" обоснованно признаны судом противоречащими нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.
Давая оценку п. 2 оспариваемого нормативного акта как нарушающему нормы действующего законодательства об отходах производства и потребления, суд первой инстанции также обоснованно указал на нарушение указанным нормативным правовым актом прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку они лишены возможности принимать участие в разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанным нормативным актом устанавливаются единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, надлежащая оценка которым дана судом первой инстанции, и основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2014 по делу N А60-50746/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Каменска-Уральского - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2014 г. N Ф09-2494/14 по делу N А60-50746/2013