Екатеринбург |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А47-5950/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.10.2013 по делу N А47-5950/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
инспекции - Деревянных А.В. (доверенность от 26.11.2012 N 03/11);
общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - общество "Азимут", налогоплательщик) - Андреева Г.А. (доверенность от 22.06.2013 N 1), Порошина И.В. (доверенность от 22.06.2013 N 2).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Оренбургской области.
Представители третьего лица - открытого акционерного общества "Производственное объединение "Стрела" (далее - общество "ПО "Стрела", третье лицо), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Азимут" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительными решения от 11.03.2013 N 09-18/2654 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 11.03.2013 N 09-18/434 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 106 773 руб. по налоговой декларации за III квартал 2012 года.
Решением суда от 21.10.2013 (судья Советова В.Ф.) требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Тимохин О.Б., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить или изменить полностью и принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Инспекция считает необоснованным возмещение НДС по счету-фактуре от 02.07.2012 N 154 в сумме 53 389 руб. 82 коп. с обществом "ПО "Стрела", поскольку оказанные работы по изготовлению специфической продукции должны быть отнесены к товарам (работам, услугам) в области космической деятельности. По мнению инспекции, общество "ПО "Стрела" знало, что изготовленная и поставленная продукция будет использоваться в работах технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, которые соответствуют работам, поименованным в подп. 5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), и, соответственно, подлежат налогообложению по ставке 0%. Поэтому при реализации товара, подлежащего налогообложению по ставке 0%, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки в размере 18% данный счет-фактура является не соответствующим требованиям подп. 10 п. 5 ст. 169 Кодекса, и, соответственно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Азимут" и общество "ПО "Стрела" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка деятельности налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за III квартал 2012 года.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 01.02.2013 N 09-18/19255 и с учетом возражений на акт приняты решения от 11.03.2013: N 09-18/2654 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу "Азимут" доначислена сумма неуплаченного НДС за III квартал 2012 года с учетом состояния расчетов с бюджетом в сумме 42 103 руб., начислены пени в сумме 1281 руб. 33 коп., также заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату сумм НДС в виде штрафа в сумме 8 420 руб. 06 коп. и предложено уменьшить сумму НДС за III квартал 2012 года, излишне заявленного к возмещению, в сумме 106 773 руб.; N 09-18/434 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в сумме 106 773 руб. по налоговой декларации за III квартал 2012 года.
Основанием для отказа в налоговых вычетах по НДС за III квартал 2012 года в сумме 148 876 руб. 40 коп. послужили выводы инспекции о необоснованном применении обществом "Азимут" налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным обществом "ПО "Стрела" при реализации работ (услуг) в области космической деятельности, поскольку спорные работы (услуги) не подлежат налогообложению по налоговой ставке 18%. Выполненные работы (оказанные услуги) соответствуют услугам, поименованным в подп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса, и, соответственно, подлежат налогообложению по ставке 0%.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 28.05.2013 N 16-15/05842 решения инспекции оставлены без изменения и утверждены.
Не согласившись с решениями налогового органа, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку из условий договора от 21.03.2012 N 304/036-12 не следует, что изготовленная и поставленная продукция является космической техникой, космическими объектами, объектами космической инфраструктуры, равно как и не следует, что предусмотренные договором работы (услуги) отвечают критериям, определенным подп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе, реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу с п. 4 ст. 166 Кодекса общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно ст. 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса, и должен соответствовать требованиям данной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету, является счет-фактура.
На основании п. 2 ст. 169 Кодекса соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5, 6 ст. 169 Кодекса, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Требование указанной нормы, согласно которой налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, от 21.04.2011 N 499-О-О).
Подпунктами 10, 11 п. 5 ст. 169 Кодекса установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
В силу п. 6 ст. 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, документами, дающими право на налоговые вычеты, являются в совокупности счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным п. 5, 6 ст. 169 Кодекса, и первичные документы, подтверждающие принятие товара на учет.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В ст. 172 Кодекса определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, осуществляется посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 Кодекса условий.
Согласно ст. 171 - 172 Кодекса обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
Положения настоящего подпункта распространяются на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, а также на космическую технику, космические объекты, объекты космической инфраструктуры военного и двойного назначения, на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли; работы (услуги) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли; подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
В силу п. 1, 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
В соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в п. 1, 2, 4 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ст. 165 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: договор или контракт (копия договора или контракта) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на реализацию (поставку) товаров, выполнение работ, оказание услуг; акт или иные документы (их копии), подтверждающие реализацию (поставку) товаров, выполнение работ, оказание услуг; сертификат (его копия), выданный (выданная) в соответствии с законодательством Российской Федерации на реализуемую космическую технику, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары), а в случае реализации космической техники, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары) военного и двойного назначения, - удостоверение (его копия), выданное (выданная) военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.
Нормы подп. 5 п. 1 и п. 3 ст. 164 Кодекса в их системной взаимосвязи предписывают применение "нулевой" налоговой ставки при реализации товаров, работ (услуг) в области космической деятельности.
Как следует из материалов дела, между обществом "Азимут" (исполнитель) и закрытым акционерным обществом "Международная космическая компания Космотрас" (далее - общество "МКК Космотрас") (заказчик) заключен договор от 21.11.2011 N 7/11.
Согласно условиям договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению комплекса подготовительных наземных работ (услуг) по техническому и авторскому надзору за космическими комплексами и средствами, технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
В силу п. 2.3 договора исполнитель вправе привлекать соисполнителей для выполнения отдельных работ с согласия заказчика. Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за действия соисполнителей.
Обществом "Азимут" (заказчик) заключен договор 21.03.2012 N 304/036-12 с обособленным подразделением "Производство блоков для АЭС общества "ПО "Стрела" (исполнитель).
Согласно условиям договора исполнитель обязуется изготовить заглушку (1 шт.), поддон для заправки КА "Ходоеши" (2 шт.), подставку Б (1 шт.), опору площадки ОП-35.00.000 для КА (6 шт.), а заказчик - принять и оплатить продукцию в количестве и сроки, указанные в ведомости поставки, являющейся неотъемлемой частью договора. Продукция, предусмотренная к поставке по настоящему договору, отгружается заказчику автомобильным или железнодорожным транспортом. Транспортные расходы оплачивает заказчик согласно дополнительным документам, представленным исполнителем.
В ведомости поставки указано наименование продукции.
В рамках договора от 21.03.2012 N 304/036-12 сторонами 02.07.2012 составлены: акт приема-передачи выполненных работ, товарная накладная N 114, счет-фактура N 154.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предметом договора от 21.03.2012 N 304/036-12 является изготовление и поставка продукции. Условиями данного договора не предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнить работы (оказать услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использование техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, также в договоре отсутствует ссылка на конкретный космический комплекс.
Из описания заказываемой продукции, данного обществом "Азимут" не усматривается, что оборудование является специализированным по космосу.
Таким образом, поставленная продукция может использоваться в иных хозяйственных нуждах, и, не подлежит обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что выставленная обществом "ПО "Стрела" в адрес общества "Азимут" счет-фактура от 02.07.2012 N 154 с налоговой ставкой 18% является законной, поскольку из условий договора от 21.03.2012 N 304/036-12 не следует, что изготовленная и поставленная продукция является космической техникой, космическими объектами, объектами космической инфраструктуры, равно как и не следует, что предусмотренные договором работы (услуги) отвечают критериям, определенным подп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса, следовательно, оснований для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с обществом "ПО "Стрела" не имелось.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом первой и апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.10.2013 по делу N А47-5950/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 ст. 165 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: договор или контракт (копия договора или контракта) налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на реализацию (поставку) товаров, выполнение работ, оказание услуг; акт или иные документы (их копии), подтверждающие реализацию (поставку) товаров, выполнение работ, оказание услуг; сертификат (его копия), выданный (выданная) в соответствии с законодательством Российской Федерации на реализуемую космическую технику, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары), а в случае реализации космической техники, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры (товары) военного и двойного назначения, - удостоверение (его копия), выданное (выданная) военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.
Нормы подп. 5 п. 1 и п. 3 ст. 164 Кодекса в их системной взаимосвязи предписывают применение "нулевой" налоговой ставки при реализации товаров, работ (услуг) в области космической деятельности.
...
Оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что выставленная обществом "ПО "Стрела" в адрес общества "Азимут" счет-фактура от 02.07.2012 N 154 с налоговой ставкой 18% является законной, поскольку из условий договора от 21.03.2012 N 304/036-12 не следует, что изготовленная и поставленная продукция является космической техникой, космическими объектами, объектами космической инфраструктуры, равно как и не следует, что предусмотренные договором работы (услуги) отвечают критериям, определенным подп. 5 п. 1 ст. 164 Кодекса, следовательно, оснований для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с обществом "ПО "Стрела" не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2014 г. N Ф09-3150/14 по делу N А47-5950/2013