Екатеринбург |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А76-12861/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Василенко С. Н., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, тарифный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А76-12861/2013 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Массив" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа комитета в установлении для общества тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2013 год, изложенного в письме от 18.04.2013 N 05/921, и обязании комитета устранить допущенные нарушения путём открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2013-2016 годы.
Решением суда первой инстанции от 02.10.2013 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 (судьи Малышева И.А., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены. Судом признан незаконным отказ комитета в установлении обществу тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2013 год, изложенный в письме от 18.04.2013 N 05/921. Суд обязал тарифный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2013 год.
В кассационной жалобе тарифный орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции необоснованно рассмотрел письмо комитета от 18.04.2013 N 05/921 как отказ в установлении экономически обоснованного тарифа. Тарифный орган полагает, что оспариваемое письмо носит информационный характер, содержит в себе требование о необходимости предоставления документов, предоставление которых необходимо именно для того, чтобы решить вопрос о наличии оснований для открытия дела и последующем установлении тарифа либо об отказе в его открытии.
Кроме того, комитет ссылается на невозможность исполнения судебного акта суда апелляционной инстанции в части установления обязанности для тарифного органа в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа обществу, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не может иметь обратной силы.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), которыми определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
Согласно п. 8 Правил, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено Правилами.
В соответствии с п. 9 Правил дело об установлении цены (тарифа) не открывается в случае применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:
1) цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);
2) цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;
3) цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;
4) цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций.
В силу п. 9(1) Правил тарифный орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
Пунктами 12, 17 Правил установлены порядок обращения с заявлением об утверждении тарифов, требования, предъявляемые к такому заявлению, а также перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении тарифов.
В соответствии с п.18 Правил цены (тарифы) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.
Пунктами 25 и 26 Правил установлена процедура рассмотрения дел об утверждении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий и закреплен коллегиальный порядок рассмотрения данного вопроса, а также обязательное извещение организации, осуществляющей регулируемую деятельность, о дате, времени и месте заседания коллегиального органа, ее право не позднее, чем за 1 день до заседания, ознакомится с материалами дела, включая проект решения, а также право такой организации принимать участие в рассмотрении дела об установлении экономически обоснованного тарифа.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что решением суда от 06.02.2013 по делу N А76-1546/2010 общество было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него было открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим был утвержден Дубовой Владимир Иванович.
После введения конкурсного производства общество в лице конкурсного управляющего обратилось в тарифный орган с письмом от 04.04.2013 N 01/51-165 об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013-2016 годы с приложением пояснительной записки к расчету тарифов и материалов на 725 листах.
Письмом от 18.04.2013 N 05/921 комитет сообщил обществу о том, что представленные материалы не соответствуют требованиям ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", так как в связи с введением внешнего управления прекращены полномочия руководителя должника, управление делами должника возложено на внешнего управляющего. Кроме того, тарифный орган указал, что срок конкурсного производства, введенного в отношении общества (6 месяцев), меньше периода, на который общество просит утвердить тарифы, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых (цен) тарифов в области электроэнергетике", в соответствии с которым цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Общество обратилось с жалобой на действия комитета в Федеральную тарифную службу России (далее - служба). Согласно письму от 26.06.2013 N 4-4198 служба отказала в удовлетворении жалобы общества, дополнительно указав на недостатки в оформлении и подписании договоров подряда и договоров на техническое обслуживание, приложенных к заявлению об утверждении тарифов.
Получив ответ службы и полагая, что письмо тарифного органа от 18.04.2013 N 05/921 по сути является отказом в установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2013 год, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, заключив, что обществу не было отказано в открытии дела об установлении тарифа, а названное письмо указывает на необходимость представления документов, представление которых необходимо именно для того, чтобы решить вопрос о наличии оснований для открытия дела и последующем установлении тарифа, либо об отказе в открытии.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные обществом по настоящему делу требования, апелляционный суд правомерно отметил, что выводы суда не соответствуют содержанию письма тарифного органа от 18.04.2013 N 05/921, в котором дана правовая оценка представленных обществом документов и не содержится указания на необходимость представления каких-либо документов, помимо тех, которые были приложены к заявлению об установлении экономически обоснованного тарифа.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Правил, обоснованно заключил, что до открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа тарифный орган вправе проверять лишь полноту и достаточность представленных документов на предмет их соответствия п. 12,17 Правил, в то время как правовая оценка соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства даётся при рассмотрении дела об установлении экономически обоснованного тарифа, а не на стадии принятия документов.
Учитывая изложенное и приняв во внимание, что тарифным органом рассмотрение заявления общества об установлении экономически обоснованного тарифа было завершено направлением обществу письма от 18.04.2013 N 05/921, а впоследствии никаких действий по рассмотрению представленных обществом документов и утверждению либо отказу в утверждении тарифов тарифный орган не совершил, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое письмо от 18.04.2013 N 05/921 является отказом в установлении экономически обоснованного тарифа обществу.
Правильно оценив фактические обстоятельства дела, апелляционный суд верно заключил, что общество, являясь собственником объектов энергосетевого хозяйства, через которые осуществляется энергоснабжение жилых домов, имеет право на рассмотрение поданного им заявления об установлении экономически обоснованного тарифа в рамках дела об установлении тарифа по установленной Правилами процедуре его рассмотрения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение тарифного органа противоречит пунктам 8, 9, 9(1), 12, 17, 18, 25, 26 Правил и нарушает права общества в сфере экономической деятельности, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования общества в полном объеме.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы комитета, приведённые в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных апелляционным судом вышеперечисленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по делу N А76-12861/2013 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 9(1) Правил тарифный орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
...
Письмом от 18.04.2013 N 05/921 комитет сообщил обществу о том, что представленные материалы не соответствуют требованиям ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", так как в связи с введением внешнего управления прекращены полномочия руководителя должника, управление делами должника возложено на внешнего управляющего. Кроме того, тарифный орган указал, что срок конкурсного производства, введенного в отношении общества (6 месяцев), меньше периода, на который общество просит утвердить тарифы, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых (цен) тарифов в области электроэнергетике", в соответствии с которым цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2014 г. N Ф09-2338/14 по делу N А76-12861/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2338/14
19.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2338/14
24.01.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12409/13
02.10.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-12861/13