Екатеринбург |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А60-35714/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2013 по делу N А60-35714/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Авиакомпания "Уральские авиалинии" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) - Щербакова Е.С. (доверенность от 26.06.2013 N 181);
Инспекции - Азанова Н.В. (доверенность от 20.01.2014 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 13.05.2013 N 17 в части привлечения к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 406 433 руб.
Решением суда от 12.12.2013 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением (толкованием) судами норм материального права. Заявитель жалобы считает, что Общество должно было удержать и перечислить в бюджет налог не позднее 3 квартала 2010 г., однако, перечислило 31.08.2012, то есть с нарушением установленных сроков. Кроме того, по мнению Инспекции, положения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению к налоговым агентам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 г., представленной Обществом 12.12.2012.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 26.03.2013 N 33 и вынесено решение от 13.05.2013 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 812 866 руб. в связи с неисполнением условий п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.07.2013 N 762/13 решение Инспекции оставлено без изменения.
Считая решение налогового органа незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия в данном случае условий для освобождения Общества от налоговой ответственности, предусмотренных п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
В п. 5 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Абзац первый п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В подп. 1 п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик, допустивший налоговое правонарушение в виде неполной уплаты налога, может быть освобожден от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет суммы налога, подлежащей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период, и до представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации уплатит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В соответствии с п. 6 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.
Как верно указали суды, положения, предусмотренные п. 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.
Судами на основании материалов дела установлено, что камеральная проверка уточненной декларации окончена 12.03.2013. При этом уточненная декларация подана налогоплательщиком 12.12.2012, а уплата налога и пени произведена в бюджет 31.08.2012, что подтверждается платежными поручениями N 25819 и 26190, то есть до подачи декларации, что Инспекцией не оспаривается.
Исходя из изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что в данном случае условия для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены, в связи с чем, правомерно признали требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод Инспекции о том, что Общество должно было удержать и перечислить в бюджет налог не позднее 3 квартала 2010 г., однако, перечислило 31.08.2012, то есть с нарушением сроков, следовательно, положения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению, правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает сроки представления уточненной налоговой декларации, в данной норме содержится требование об уплате налога и пени до подачи уточненной налоговой декларации, что было выполнено налогоплательщиком.
Ссылка налогового органа на то, что положения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению к налоговым агентам, обоснованно не принята во внимание судом апелляционной инстанции, так как п. 6 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации содержит прямое указание на возможность применения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым агентам при представлении ими уточненных расчетов.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2013 по делу N А60-35714/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Инспекции о том, что Общество должно было удержать и перечислить в бюджет налог не позднее 3 квартала 2010 г., однако, перечислило 31.08.2012, то есть с нарушением сроков, следовательно, положения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению, правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает сроки представления уточненной налоговой декларации, в данной норме содержится требование об уплате налога и пени до подачи уточненной налоговой декларации, что было выполнено налогоплательщиком.
Ссылка налогового органа на то, что положения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению к налоговым агентам, обоснованно не принята во внимание судом апелляционной инстанции, так как п. 6 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации содержит прямое указание на возможность применения п. 4 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым агентам при представлении ими уточненных расчетов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2014 г. N Ф09-3494/14 по делу N А60-35714/2013