Екатеринбург |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А60-42841/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Анненковой Г.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - заявитель, общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2014 по делу N А60-42841/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) о процессуальном правопреемстве от Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - управление) в связи с реорганизацией в форме преобразования (ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "РЭМП Железнодорожного района" - Назаренко Е.А. (доверенность от 09.01.2014);
управления - Зеленина С.А. (доверенность от 15.06.2015 N 29-04-19-28).
Общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания управления от 04.09.2014 N 29-13-03-473 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 30.12.2014 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (судьи Варакса Н.В., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЭМП Железнодорожного района" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что оспариваемое предписание управления об обязании общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" изменить реальную стоимость проведенных работ по установке оконных балконов в размере 305 902 руб. 56 коп. не основано на требованиях закона и подлежит отмене.
Отзыва на кассационную жалобу обществом департаментом не представлено.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
Управлением в связи с обращением гражданина (от 28.03.2014 вх. N 6568) на основании приказа от 17.04.2014 N 29-01-08-45 проведена внеплановая проверка в отношении общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", предметом которой являлось соблюдение обязательных требований к раскрытию информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации), о чем составлен акт от 21.04.2014 N 29-13-02-180.
Обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Джей Ти инвест" (подрядчик) заключен договор от 06.12.2012 N 117/0612, п. 1.1 которого предусмотрено, что заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по оказанию работ по монтажу и отделке внутренних откосов изделий из ПВХ профиля (система Грайн 58 мм) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 54а.
Жилой дом N 54а, расположенный по ул. Колмогорова в г. Екатеринбурге находится в управлении общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
В соответствии с п. 2.1 названного договора общая сумма договора составляет 305 902 руб. 56 коп., в том числе налог на добавленную стоимость - 18%.
Пунктом 2.2 договора от 06.12.2012 N 117/0612 предусмотрено, что заказчик осуществляет предварительную оплату (стоимость материалов) в размере 208 780 руб. 56 коп., остаток суммы в размере 97 122 руб. заказчик оплачивает в течение пяти дней после подписания акта выполненных работ.
Согласно представленному расчету стоимость работ по указанному договору составила 305 902 руб. 56 коп., которая отражена обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в отчете за 2012 год по многоквартирному дому ул. Колмогорова, д. 54 а, в строке "капитальный ремонт" по договору подряда от 06.12.12 N 117/0612.
Оплата работ, выполненных подрядчиком по договору от 06.12.2012 N 117/0612 произведена обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в общей сумме 299 784 руб. 51 коп.; в подтверждение несения данных расходов данным обществом представлены в управление платежные поручения от 19.12.2012 N 6663071 на сумму 208 780 руб. 56 коп., от 11.02.2013 N 157 на сумму 91 003 руб. 95 коп..
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода управления о недостоверности раскрытия информации в финансовом отчете за 2012 год (несоответствия в сумме 6118 руб. 05 коп.), в связи с чем управлением вынесено обществу "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" предписание от 21.04.2014 N 29-13-03-180, в котором указано об устранении выявленных нарушений в срок до 21.05.2014, а именно: внести изменения в отчеты о финансово-хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным домом по ул. Колмогорова, д. 54а за период с 2012 по 2013 года о фактически понесенных расходах по статье "капитальный ремонт".
На основании приказа от 25.06.2014 N 29-13-01-156 управлением проведена внеплановая документарная проверка общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района", предметом которой являлась проверка выполнения предписания от 21.04.2014 N 29-13-03-180.
Поскольку предписание от 21.04.2014 N 29-13-03-180 обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" не исполнено, управлением составлен акт от от 27.06.2014 N 29-13-02-284, вынесено предписание от 27.06.2014 N 29-13-03-284 об устранении в срок до 07.07.2014 выявленных нарушений, а именно: в отчет о финансово-хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенном по ул. Колмогорова, д. 54а внести изменения за период с 2012 по 2013 года о фактически понесенных расходах по статье "капитальный ремонт".
В соответствии с приказом от 28.08.2014 N 29-13-01-229 управлением проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обязательных требований к раскрытию информации, установленных Стандартом раскрытия информации, выполнение предписаний органов государственного надзора, о чем составлен акт от 04.09.2014 N 29-13-02-473.
В ходе проверки управлением установлено, что обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" исключена строка о доходах и расходах по статье "капитальный ремонт" из отчетов о финансово-хозяйственной деятельности за период с 2012 по 2013 годы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением в отношении общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" предписания от 04.09.2014 N 29-13-03-473, в котором указано о внесении обществом изменений в отчет о финансово-хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по ул. Колмогорова, д. 54а, за период с 2012 по 2013 года о фактически понесенных расходах по статье "капитальный ремонт"; установлен срок для устранения выявленных нарушений до 01.10.2014
Посчитав предписание управления от 04.09.2014 N 29-13-03-473 недействительным, общество "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании подп. 3 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Судами установлено, что согласно постановлению Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП "Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области" (в настоящее время действует постановление Правительства Свердловской области от 30.04.2014 N 354-ПП) управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В силу ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Стандарта раскрытия информации (в редакции, действующей до 09.10.2014) управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 9 названного Стандарта предусмотрено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
На основании подп. "б" п. 10 Стандарта раскрытия информации в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охране подъезда; охране коллективных автостоянок; учете собственников помещений в многоквартирном доме; иных услугах по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 3 Стандарта раскрытия информации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2014 N 988) установлено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Судами установлен факт оплаты обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" работ, выполненных подрядчиком по договору от 06.12.2012 N 117/0612 в общей сумме 299 784 руб. 51 коп., что подтверждается платежными поручениями от 19.12.2012 N 6663071 на сумму 208 780 руб. 56 коп., от 11.02.2013 N 157 на сумму 91 003 руб. 95 коп., представленными обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в управление.
Иных документов в управление не представлено обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района".
Судом первой инстанции признан ненадлежащим доказательством акт взаимозачета от 24.12.2014 N 396, представленный обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в подтверждение факта оплаты обществу с ограниченной ответственностью "Джей ти инвест" ввиду того, что данный акт датирован 24.12.2014 года, в то время как судебное заседание, в котором представлен документ, проводилось 23.12.2014 года.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства дела, доказательства, представленные в материалы дела суды установили, что обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" недостоверно раскрыта информация в финансовом отчете за 2012 год в строке "капитальный ремонт" (несоответствие в сумме 6118 руб. 05 коп.) и, пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" требований п. 3 Стандарта раскрытия информации.
Доказательств обратного обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о наличии у управления оснований для вынесения предписания от 04.09.2014 N 29-13-03-473, в котором предписано внести изменения в отчеты о финансово-хозяйственной деятельности по управлению жилым домом, расположенным по ул. Колмогорова, д. 54а за период с 2012 по 2013 годы о фактически понесенных расходах по статье "капитальный ремонт", соответствует нормам действующего законодательства, материалам дела.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что сведения, подлежащие раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, должны отвечать требованию хронологической определенности, отражать достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации; управляющая компания обязана публиковать информацию об уплаченных денежных средствах применительно к тому периоду, в котором они фактически понесены, следовательно, финансовый отчет за 2012 год должен содержать сведения о фактически понесенных расходах за данный период.
С учетом изложенного судами правомерно отказано обществу "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Фактические обстоятельства судами установлены в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе обществом "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" не приведено.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2014 по делу N А60-42841/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.