Екатеринбург |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А60-40361/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.
судей Смирнова А.Ю., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2014 по делу N А60-40361/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный аграрный университет" (далее - образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившееся в непринятии решения о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:0000000:373 и 66:06:0000000:375, о возложении на территориальное управление обязанности принять решение в порядке п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации об образовании следующих земельных участков: 1) из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:373 следующие земельные участки: 66:06:1001001:396 площадью 6506 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:1001002:565 площадью 146686 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 2) из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:375 следующих земельных участков: 66:06:4501069:1 110 площадью 69300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1111 площадью 30139 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1112 площадью 12609 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 29.12.2014 (судья Филиппова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 11.3, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам. Заявитель считает, что принятие решения о разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности является правом, а не обязанностью уполномоченного органа. По мнению территориального управления, им не допущено бездействия, так как у него отсутствуют полномочия на принятие решения о разделе земельного участка, площадь которого превышает 10 га, такие решения могут приниматься исключительно по поручению Росимущества, при этом непринятие уполномоченным органом решения об образовании земельных участков не влияет на объем прав по пользованию и владению земельными участками.
В отзыве на кассационную жалобу образовательное учреждение просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, образовательному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки, расположенные в Белоярском городском округе, с кадастровыми номерами 66:06:0000000:373 и 66:06:0000000:375, категория земель: сельскохозяйственное назначение, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; земельные участки являются многоконтурными. В их составе имеются участки, используемые университетом в качестве учебных полигонов, автодромов и трактородромов.
В ходе лицензирования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки потребованы документы, свидетельствующие о том, что учебные полигоны, автодромы и трактородромы являются отдельными земельными участками, учтенными в государственном кадастре недвижимости и имеющими правоустанавливающие документы.
Образовательное учреждение обратилось в территориальное управление с заявлением от 20.03.2014 об образовании путем раздела (деления): 1) многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:373 следующих земельных участков: 66:06:1001001:396 площадью 6506 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:1001002:565 площадью 146686 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 2) многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:375 следующих земельных участков: 66:06:4501069:1110 площадью 69300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1111 площадью 30139 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов; 66:06:4501069:1112 площадью 12609 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для опытных полей и полигонов.
В письме от 05.05.2014 N АР-6159/07 территориальное управление сообщило о том, что в соответствии с Положением о территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, решения по вопросу образования земельных участков путем раздела принимаются территориальным управлением по поручению Росимущества, в связи с чем пакет документов направлен на рассмотрение Росимущества.
Письмом от 03.07.2014 N ПП-10/28691 Росимущество возвратило документы территориальному управлению на доработку по причине невозможности установить фактическое местоположение объектов недвижимости на земельных участках и отсутствия обоснования целесообразности раздела земельных участков.
Письмом от 08.07.2014 N АР-9460/07 территориальное управление сообщило образовательному учреждению о необходимости обоснования целесообразности раздела земельного участка и представления расчетов площадей, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости.
Считая бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о разделе земельных участков, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением указанных в данном пункте случаев. Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Установив, что образуемые земельные участки прошли государственный кадастровый учет с присвоением соответствующих кадастровых номеров и отвечают требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем в территориальное управление представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 2.1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, однако территориальным управлением не принято решения о разделе спорного земельного участка, суды пришли к правильному выводу о том, что территориальным управлением допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий для самостоятельного принятия решения о разделе земельного участка и необходимости получения соответствующего поручения Росимущества рассмотрен и обоснованно отклонен судами.
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Как следует из п. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, территориальное управление является органом, уполномоченным на принятие решения о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:0000000:373 и 66:06:0000000:375.
Утверждение территориального управления о том, что принятие решения о разделе земельного участка является правом, а не обязанностью уполномоченного органа отклоняется, поскольку решения и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Необходимость соблюдения порядка и процедуры совершения таких действий не должна являться препятствием для реализации собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, права на приобретение этого участка и не исключает обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в срок, установленный законом.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2014 по делу N А60-40361/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
А.Ю.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.