Екатеринбург |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А71-10281/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Черкасской Г. Н., Тимофеевой А. Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения отраслевой орган Администрации города Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление ЖКХ, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2014 по делу N А71-10281/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (ИНН: 1834028950, ОГРН: 1021801592570, далее - предприятие "МУК - Спецдомоуправление") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска", третье лицо, должник) в размере 91 720 772 руб. 27 коп. с муниципального образования "город Ижевск" в лице администрации города Ижевска (далее - МО "город Ижевск" в лице администрации), Управления ЖКХ за счет казны муниципального образования.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" (ИНН: 1826001000, ОГРН: 1021801502205).
Решением суда от 29.12.2014 (судья Мельников А.Ю.) с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления ЖКХ за счет казны муниципального образования в пользу предприятия "МУК - Спецдомоуправление") взыскана заявленная сумма задолженности и возмещены судебные расходы.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 (судьи Мартемьянов В.И., Мармазова С.И., Нилогова Т.С.), с учетом определения от 14.04.2015 об исправлении описки, решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ЖКХ просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы истец, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал, что в случае неисполнения обязательств собственник имущества несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска"; из представленных документов не следует, что у должника отсутствует возможность удовлетворения требований истца за счет собственных средств, так как процедура ликвидации не завершена.
Кроме того, являются необоснованными выводы судов о том, что долг подлежит взысканию именно с МО "город Ижевск" в лице управления ЖКХ администрации истцом, так как на момент возникновения у учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" обязанности по оплате долга, Управление ЖКХ не являлось для третьего лица главным распорядителем бюджетных средств.
Заявитель указывает также, что решений городской Думы г. Ижевска "О бюджете муниципального образования "город Ижевск" в редакции, изложенной истцом, и продублированной судом в мотивировочной части решения не существует, а п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации утратил силу с 01.01.2008.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "МУК - Спецдомоуправление" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2013 по делам N А71-13417/2012, А71-13402/2012, А71-13415/2013, А71-13310/2012, А71-13308/2012, А71-13309/2012, А71-13404/2012, А71-13403/2012, от 07.05.2013 по делу N А71-13312/2012, от 22.05.2013 по делу N А71-13412/2012, от 24.05.2013 по делу N А71-13318/2012, от 23.01.2014 по делу N А71-11416/2013, от 06.02.2014 по делу N А71-14190/2013, от 27.05.2014 по делу N А71-2552/2014 с учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" в пользу предприятия "МУК - Спецдомоуправление" взыскано 93 561 367 руб. 89 коп. неосновательного обогащения, судебных расходов по оплате услуг представителя, государственной пошлины.
В рамках принудительного исполнения судебного акта по делу N А71-13312/2012 взыскана сумма долга в размере 1 840 595 руб. 62 коп.
Остаток неоплаченной задолженности учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" составляет 91 720 772 руб. 27 коп.
Постановлением администрации г. Ижевска от 10.08.2012 N 834 принято решение о ликвидации учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска", утверждена ликвидационная комиссия.
Истец обратился 06.11.2012 в ликвидационную комиссию учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" с требованием от 31.10.2012 исх. N 1275/01-09/05 о включении задолженности на сумму 87 381 115 руб. 37 коп. в реестр требований кредиторов, от 11.07.2014 исх. N 2668/01-06/10 о включении задолженности на сумму 91 720 772 руб. 27 коп., взысканной в рамках вышеуказанных арбитражных дел, в реестр требований кредиторов (промежуточный ликвидационный баланс).
Ввиду недостаточности денежных средств у учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" для погашения задолженности на сумму 91 720 772 руб. 27 коп. истец обратился в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия предусмотренных п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества Управление ЖКХ в части требований в сумме 91 720 772 руб. 27 коп.
Суд апелляции поддержал решение в полном объеме.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушение обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
Согласно п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
В п. 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 названного Кодекса предусмотрено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
Из материалов дела следует, что в отношении учреждения проводится процедура ликвидации в соответствии с нормами гражданского законодательства (постановление Администрации г. Ижевска от 10.08.2012 N 834), образована ликвидационная комиссия.
Судами при рассмотрении спора установлено, что требования предприятия "МУК - Спецдомоуправление" содержатся в промежуточном ликвидационном балансе, наличие задолженности в размере 91 720 772 руб. 27 коп. подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2013 по делам N А71-13417/2012, А71-13402/2012, А71-13415/2013, А71-13310/2012, А71-13308/2012, А71-13309/2012, А71-13404/2012, А71-13403/2012, от 07.05.2013 по делу N А71-13312/2012, от 22.05.2013 по делу N А71-13412/2012, от 24.05.2013 по делу N А71-13318/2012, от 23.01.2014 по делу N А71-11416/2013, от 06.02.2014 по делу N А71-14190/2013, от 27.05.2014 по делу N А71-2552/2014; возражений по сумме требования ответчиком не заявлено.
Оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, с учетом того, что требования об уплате денежных средств, включенные в промежуточный ликвидационный баланс, не исполнены, признав доказанным факт отсутствия у учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для применения в данном случае положений п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив, что собственником имущества учреждения является муниципальное образование "город Ижевск", при этом согласно решению городской Думы г. Ижевска "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения администрации г. Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска" Управление ЖКХ является структурным подразделением администрации г. Ижевска, осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета г. Ижевска по отрасли, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании при недостаточности денежных средств у учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" 91 720 772 руб. 27 коп. с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления ЖКХ администрации г. Ижевска.
Данные выводы суда первой инстанции, поддержанные апелляционным судом, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что указанные выше обязательства возникли у учреждения "ГЖУ УК ЖКХ г. Ижевска" после изменения типа муниципального учреждения на автономное, что учреждение не является получателем бюджетных средств, согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) собственник автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом того, что заявленные в данном деле требования удовлетворены на основании п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в названной редакции).
Доводы о неверном, по мнению заявителя, определении Управления ЖКХ как органа обязанного отвечать по долгам третьего лица, о том, что учреждение в период спорных правоотношений не являлось подведомственным учреждением данного Управления, о том, что разъяснения, содержащиеся в п. 7 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", не подлежат применению в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, отклоняются.
В пункте 7 постановления Пленума от 22.06.2006 N 21 разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. В данном случае судом апелляционной инстанции правомерно указано на взыскание денежных средств с муниципального образования "город Ижевск" как собственника имущества ликвидируемого автономного учреждения, за счет казны данного муниципального образования; принятие судом во внимание функциональной компетенции Управления ЖКХ администрации г. Ижевска не противоречит действующему законодательству.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и доказательственной базе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы направлены по существу на переоценку представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, так как заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам Управления ЖКХ, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2014 по делу N А71-10281/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения отраслевой орган Администрации города Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.