Екатеринбург |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А50-9813/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Анненковой Г.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество "Пермская сетевая компания") и Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - региональная служба по тарифам, РЭК ПК) на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2015 по делу N А50-9813/2013.
В судебном заседании приняли участие представители:
Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" (далее - ассоциация) - Степанов В.В. (доверенность от 08.07.2013);
товарищества собственников жилья "Норильская, 15" (далее - ТСЖ "Норильская, 15") - Степанов В.В. (доверенности от 28.07.2015);
товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77" (далее - ТСЖ "Комсомольский проспект-77") - Степанов В.В. (доверенность от 17.01.2014);
Прокуратуры Пермского края - Балакина И.Н. (доверенность от 03.12.2014 N 8/2-15-14);
региональной службы по тарифам - Катаева Ю.Г. (доверенность от 15.01.2015 N 4);
Общество "Пермская сетевая компания" - Налимова Е.Е. (доверенность от 06.05.2015 N 38), Артюх А.Е. (доверенность от 15.05.2015 N 77).
Представители остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ассоциация, ТСЖ "Норильская, 15", ТСЖ "Комсомольский проспект-77" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими: постановления региональной энергетической комиссии от 30.12.2008 N 321-т "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии от 16.12.2008 N 297-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2009 год (далее - постановление N 321-т); постановления РЭК ПК от 17.12.2009 N 283-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2010 год (далее - постановление N 283-т); постановления РЭК ПК от 21.12.2010 N 300-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2011 год (далее - постановление N 300-т).
Определением суда от 05.06.2013 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Пермская сетевая компания", Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, контрольно-счетная палата Пермского края (далее - контрольно-счетная палата); Прокуратура Пермского края (далее - прокуратура), Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2013 производство по делу прекращено.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 08.10.2013 определение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2014 определение Арбитражного суда Пермского края от 14.08.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.10.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2014 производство по делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.11.2014 определение Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением от 24.02.2015 производство по делу N А50-9813/2013 приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб региональной службы по тарифам и общества "Пермская сетевая компания" на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.11.2014 по делу N А50-9813/2013.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2015 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением от 18.05.2015 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 28.05.2015 (судьи Мещерякова Т.И., Трефилова Е.М., Аликина Е.Н.) постановление региональной энергетической комиссии от 30.12.2008 N 321-т "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Пермского края от 16.12.2008 N 297-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2009 год; постановление региональной энергетической комиссии от 17.12.2009 N 283-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2010 год; постановление региональной энергетической комиссии от 21.12.2010 N 300-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в части утверждения тарифа на поставку тепловой энергии для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2011 год признаны несоответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В кассационной жалобе общество "Пермская сетевая компания" просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению общества "Пермская сетевая компания" вывод суда о незаконности установления спорных тарифов сделан в отсутствие каких-либо доказательств, подтверждающих данный вывод; суд в нарушение требований ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ссылается на недопустимые и не относящиеся к настоящему делу доказательства, а именно - отчет контрольно-счетной палаты, который не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу, что подтверждается вступившим в силу судебными актами по делу N А50-12735/2012, а также позицией Арбитражного суда Уральского округа, содержащейся в постановлении от 25.11.2014.
Общество "Пермская сетевая компания" считает, что судом при отсутствии доказательств, обосновывающих заявленные требования о нарушении прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, сделан вывод о доказанности факта нарушения; со стороны заявителей не представлено ни одного доказательства наличия факта нарушения их прав и законных интересов. Сам факт заключения договоров теплоснабжения, либо фактически сложившихся отношений по теплоснабжению не могут свидетельствовать о нарушении прав потребителей коммунального ресурса в связи с наличием у них установленной законом обязанности оплачивать поставленный коммунальный ресурс; фактическая стоимость тепловой энергии в 2009-2011 гг. не превышает утвержденные тарифы, что подтверждается представленными расчетами, не принятыми судом первой инстанции.
По мнению общества "Пермская сетевая компания", учитывая, что оспариваемые постановления утратили силу и не влекут нарушения прав и свобод заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, производство по делу подлежало прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе региональная служба по тарифам просит указанное решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы отмечает, что при установлении тарифов на тепловую энергию обществом "Пермская сетевая компания" на 2009-2011 гг. соблюден предельный максимальный уровень тарифов, устанавливаемый в среднем по Пермскому краю, утверждаемых приказами ФСТ; судом не принято во внимание, что Арбитражный суд Пермского края в решении по делу N А50-12735/2012 дал оценку отчету контрольно-счетной палаты, согласно которой указанный отчет не может рассматриваться ни как финансовая экспертиза проекта нормативного правового акта, ни как заключение по бюджетно-финансовым вопросам, входящим в компетенцию контрольно-счетной палаты, в связи с чем информация, содержащаяся в отчете, не может рассматриваться как доказательство по делу.
Региональная служба по тарифам также указывает на то, что на момент рассмотрения дела предмет рассмотрения спора в данном случае перестал существовать, при этом доказательств нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и других лиц сфере предпринимательской и иной экономической деятельности данными оспариваемыми постановлениями в материалы дела не представлено.
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура, ассоциация, ТСЖ "Норильская, 15", ТСЖ "Комсомольский проспект-77" просят оставить оспариваемое решение суда без изменения, жалобы - без удовлетворения. По их мнению, доводы, изложенные в кассационных жалобах, противоречат материалам дела, а также направлены на переоценку.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением N 321-т утвержден тариф на тепловую энергию на 2009 год в размере 742,55 руб. /Гкал; постановлением N 283-т утвержден тариф на тепловую энергию для потребителей общества "ПСК" на 2010 год в размере 851,96 руб. /Гкал; постановлением N 300-т утвержден тариф на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на 2011 год в размере 970,06 руб. /Гкал.
Заявители, считая постановления N 321-т, 283-т, 300-т незаконными и нарушающими экономические права граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении, в том числе заявителей, в порядке гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорили их в арбитражном суде.
Суд, первой инстанции установив, что оспариваемые акты изданы в форме постановлений, опубликованы в официальных источниках в установленном законом порядке; постановлениями установлены размер и срок действия тарифов на тепловую энергию, то есть постановления содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, пришел к выводу о том, что заявление по настоящему делу подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования в указанных выше частях, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 05.08.2014) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что постановление N 321-т утратило силу с 01.01.2010 в связи с изданием постановления региональной энергетической комиссии от 17.12.2009 N 283-т; постановление N 283-т утратило силу с 01.01.2011 в связи с изданием постановления региональной энергетической комиссии от 21.12.2010 N 300-т; постановление N 300-т утратило силу с 01.01.2012 года в связи с изданием постановления региональной энергетической комиссии от 20.12.2011 N 380-т.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора, срок действия оспариваемых нормативных правовых актов истек.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 года N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемого нормативного правового акта, но должен выяснить, были ли нарушены оспариваемым нормативным правовым актом права и свободы заявителя в связи с этим в целях выяснения фактов нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, суд обоснованно рассмотрел спор по существу.
Данная правовая позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09.
В силу ч. 1 ст. 135, подп. 4 п. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз. 2 п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение, которые вправе управлять многоквартирным домом, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и, являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении этих собственников, предоставлять им услуги по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что такие формы объединения граждан в целях получения коммунальных услуг (в том числе по теплоснабжению принадлежащих им жилых помещений) как ТСЖ, жилищный и жилищно-строительный кооперативы создаются в целях представления интересов собственников жилых помещений в правоотношениях с поставщиками коммунальных услуг, а равно иных лиц, так или иначе связанных с указанными интересами собственников.
Таким образом, оспаривая нормативные правовые акты, которыми установлены тарифы, применяемые при расчетах, в том числе с собственниками жилых помещений, являющимися членами ТСЖ и потребительских жилищных кооперативов, соответствующие жилищные организации имеют экономический интерес к правомерности таких нормативных правовых актов, связанный непосредственно с экономическими интересами собственников жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что соответствующие доказательства, подтверждающие договорные и фактические отношения заявителей с обществом "Пермская сетевая компания" представлены в материалы настоящего дела.
Ассоциация создана ТСЖ Пермского края для защиты интересов ТСЖ, в том числе для представления интересов ее членов в арбитражном суде (п. п. 2.1 - 2.4 Устава). В силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации вправе представлять интересы своих членов в арбитражном суде и защищать их права.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, согласно ч. 2 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.
В силу вышеизложенного, доводы региональная служба по тарифам и общества "Пермская сетевая компания" об отсутствии у заявителей экономического интереса, а соответственно и права на обжалование соответствующих постановлений, правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном толковании норм права. Кассационный суд отклоняет указанные доводы по тому же основанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с такими основными принципами как обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создание условий для привлечения инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением N 109 утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
Порядок рассмотрения материалов тарифных дел регулирующим органом, а также процедура принятия и утверждения соответствующих тарифов установлена в п. п. 4, 7, 10, 11, 16, 18, 21 Правил.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Пермская сетевая компания" 30.04.2008 обратилось в РЭК ПК с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2009 год с приложением обосновывающих документов.
Приказом региональной службы по тарифам от 14.05.2008 N 20-од открыто дело об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2009 год, в том числе и для общества "Пермская сетевая компания", назначен уполномоченный на проведение экспертизы начальник отдела регулирования организаций коммунального комплекса Бабиян А.С.
В соответствии с установленным порядком регулирующим органом проведена экспертиза предложений об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания".
На заседании правления региональной службы по тарифам 30.12.2008 принято решение изложить приложение к постановлению РЭК ПК от 16.12.2008 N 297-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "Пермская сетевая компания" (г. Пермь)" в новой редакции, установить тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 742, 55 руб. /Гкал.
Конкретные размеры принятых в состав тарифов расходов приведены в экспертном заключении регулирующего органа.
На основании поступившего 28.04.2009 заявления общества "Пермская сетевая компания" приказом региональной службы по тарифам от 14.05.2009 N 16-од открыто дело об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2010 год, в том числе и для названного общества, назначен уполномоченный на проведение экспертизы начальник отдела регулирования организаций коммунального комплекса Бабиян А.С.
На заседании правления региональной службы по тарифам 17.12.2009 принято решение признать обоснованными затраты общества "Пермская сетевая компания", учитываемые при расчете тарифа на тепловую энергию, установить и ввести в действие с 01.01.2010 тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 851, 63 руб. /Гкал.
Конкретные размеры принятых в состав тарифов расходов приведены в экспертном заключении регулирующего органа.
На основании поступившего 30.04.2010 заявления общества "Пермская сетевая компания" приказом региональной службы по тарифам от 14.05.2010 N 18-од открыто дело об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2010 год, в том числе и для названного общества, назначен уполномоченный на проведение экспертизы начальник отдела регулирования организаций коммунального комплекса Бабиян А.С.
На заседании правления региональной службы по тарифам 21.12.2010 принято решение признать обоснованными затраты общества "Пермская сетевая компания", учитываемые при расчете тарифа на тепловую энергию, установить и ввести в действие с 01.01.2011 тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 970,06 руб. /Гкал.
Конкретные размеры принятых в состав тарифов расходов приведены в экспертном заключении регулирующего органа.
Таким образом, постановления N 321-т, 283-т, 300-т приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры установления тарифов, что заявителями не оспаривается.
При регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом (п. 15 Основ ценообразования).
Согласно п. 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат), который применен в отношении тарифов для общества "Пермская сетевая компания", регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (п. 17 Основ ценообразования).
При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (п. 7 Основ ценообразования).
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: 1) на топливо; 2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); 3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; 4) на сырье и материалы; 5) на ремонт основных средств; 6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы (п. 18, 19 Основ ценообразования).
Пунктами 10 - 18 Правил подробным образом установлен порядок подачи документов их объем (перечень) от организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Указанные в правилах документы позволяют регулирующему органу, с учетом права запросить дополнительные документы провести полную экспертизу предложений об установлении тарифов.
Согласно п. 16 - 17 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов, а экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней Суд полагает, что только наличие всех необходимых документов, может свидетельствовать об обоснованности такого заключения, а соответственно законности принимаемых решений об установлении тарифов.
В силу ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать законность принятых нормативных правовых актов возложена на ответчика.
Исследование первичных документов, явившихся основаниями для подтверждения тарифов, суду не представилось возможным, поскольку материалы тарифных дел регулируемых организаций за 2006-2010 гг. уничтожены в соответствии с протоколом заседания экспертной комиссии РЭК Пермского края от 10.10.2012 N 1 в связи с отсутствием научно-исторической ценности как утратившие свое практическое значение. При этом, как следует из пояснений общества "Пермская сетевая компания", у регулируемой организации также отсутствует полный пакет первичных документов, который был направлен в РСТ для утверждения тарифов на 2009, 2010, 2011 гг.
Суд первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовав и оценив приобщенные в материалы дела по ходатайству региональной энергетической комиссии документы, полученные по запросу у общества "Пермская сетевая компания" (бухгалтерская отчетность названного общества за 2009-2011 годы, договоры купли-продажи имущества, договоры аренды теплосетевого имущества, зданий, земельных участков, договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии, покупки тепловой энергии, регламент взаимодействия управления развития коммунальной инфраструктуры), пришел к выводу о том, что указанные документы не подтверждают экономическую обоснованность принятых затрат по таким спорным статьям затрат как: "оплата труда", учтенные в тарифах затраты на отчисления на социальные нужды, затраты по статье "арендная плата", оплата процентов по кредитам, затраты по статье "расходы на содержание и эксплуатацию бесхозяйных сетей", учтенные в периоде регулирования 2011 года, иные расходы, в том числе "потери тепловой энергии в сетях других транспортирующих организаций", "электроэнергия", "материальные затраты", "амортизация", "услуги сторонних организаций", "возмещение убытков (выпадающие доходы)", "РКО банков", "налог на имущество", а также о том, что данные документы не подтверждают объемы покупной тепловой энергии, объемы потерь, принятые региональной энергетической комиссией для расчета тарифов, и, соответственно, величину тарифов на 2009-2011 гг.
Как верно отмечено судом первой инстанции, установить, были ли данные документы предметом исследования при расчете и утверждении тарифов по спорным периодам, не представляется возможным. Из пояснений представителей региональной энергетической комиссии и общества "Пермская сетевая компания" следует, что указанные выше документы подтверждают лишь факт осуществления названным обществом деятельности по оказанию услуг на поставку тепловой энергии для потребителей в 2009-2011 годах.
При первоначальном рассмотрении дела судом установлено, что представленный отчет контрольно-счетной палаты не может расцениваться ни как финансовая экспертиза проекта нормативного правового акта, ни как заключение по бюджетно-финансовым вопросам, входящим в компетенцию контрольно-счетной палаты.
Вместе с тем, учитывая вывод суда кассационной инстанции, при новом рассмотрении суд первой инстанции правомерно счел возможным принять выводы, содержащиеся в отчете контрольно-счетной палаты, в качестве доказательств отсутствия подтверждающих экономическую обоснованность тарифов на 2009-2011 гг. документов при рассмотрении регулирующим органом тарифных дел за указанные периоды.
Раздел 2.3.4 отчет контрольно-счетной палаты содержит анализ государственного регулирования тарифов на тепловую энергию для потребителей общества "Пермская сетевая компания" на период 2008-2011 гг. В п. 7 указанного раздела контрольно-счетной палаты установлено, что со стороны региональной энергетической комиссии не было обеспечено получение от регулируемой организации полного пакета обосновывающих документов, что не позволило подтвердить обоснованность части затрат организации и, соответственно, подтвердить экономическую обоснованность утвержденных тарифов на 2008-2011 гг.
Судом первой инстанции, установлено, что тарифы на 2008-2011 гг. утверждены регулирующим органом в отсутствие документов, подтверждающих объемы покупной тепловой энергии для последующей продажи потребителям; в отсутствие информации об объемах технологических потерь тепловой энергии по каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии потребителям; в отсутствие документов, подтверждающих учтенные затраты по статье "оплата труда" за период с 2008 по 2011 гг.; в отсутствие по всем периодам регулирования подтверждающих документов в виде заключенных договоров аренды с перечнем арендуемого имущества и стоимостью арендной платы; в отсутствие документов, подтверждающих, затраты по статье "Материалы"; в отсутствие в материалах тарифных дел подтверждающих документов в виде кредитных договоров.
Доказательств, опровергающих данные выводы, содержащиеся в отчете контрольно-счетной палаты, региональной энергетической комиссией в нарушение ст. 65, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая невозможность исследования первичных документов, на основании которых ответчиком приняты конкретные размеры затрат общества "Пермская сетевая компания" при утверждении тарифов на 2009-2011 гг., принимая во внимание не опровергнутые выводы, содержащиеся в отчете контрольно-счетной палаты об отсутствии подтверждающих принятые в составе тарифов размеры по отдельным статьям затрат документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение ст. 65, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации региональной энергетической комиссией не представлены доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность оспариваемых тарифов.
Таким образом, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Как верно отмечено судом первой инстанции, довод ответчика о том, что в рамках осуществления контроля тарифов за 2009-2011 гг. превышения предельных максимальных уровней тарифов ФСТ не выявлено, не опровергает факт установления тарифов в отсутствие документов, подтверждающих экономическую обоснованность оспариваемых тарифов.
Довод общества "Пермская сетевая компания" и региональной энергетической комиссии о недоказанности заявителями факта нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми постановлениями обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку в период действия постановлений 321-т, 283-т 300-т, на потребителей, в том числе население, фактически возлагалась обязанность по оплате незаконно установленных тарифов. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела договорами (офертами договоров) снабжения теплоэнергией в сетевой воде с ПСК, счетами, счетами-фактурами, платежными поручениями (т. 4 л.д. 42-130, т. 5 л.д. 52-159, т. 6 л.д. 15-138), а также судебными актами.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неподведомственности спора арбитражному суду также правомерно отклонены судом первой инстанции на основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и с учетом вывода, содержащегося в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2014 по настоящему делу.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
По существу доводы заявителей кассационных жалоб сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2015 по делу N А50-9813/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" и Региональной службы по тарифам Пермского края - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.06.2015 N 9841.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.