Екатеринбург |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А60-46395/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Анненковой Г.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургской таможни (ИНН: 6662022335, ОГРН: 1036604386411; далее - таможенный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2015 по делу N А60-46395/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью фирма "Соло" (далее - общество) - Нишневич Ю.Е., Ренгач Р.Ю. (доверенности от 09.09.2013);
таможенного органа - Боброва И.А. (доверенность от 12.01.2015 N 6).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения таможенного органа, оформленного письмом от 11.07.2014 N 07-38/7108, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 397 117 руб. 51 коп., процентов в сумме 46 054 руб. 21 коп., продолжив их начисление с 01.11.2014.
Решением суда от 26.01.2015 (судья Мартемьянов В.Б.) заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит указанные судебные акты отменить в части взыскания процентов за нарушение срока возврата НДС в сумме 46 054 руб. 21 коп., а также в части взыскания данных процентов на сумму 2 397 117 руб. 51 коп. по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% с 01.11.2014 по день фактической уплаты этой суммы, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Таможенный орган отмечает, что спорные заявления правомерно возвращены без рассмотрения на основании требований ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Заявитель кассационной жалобы считает, что требование о взыскании процентов за нарушение срока возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ удовлетворено неправомерно. В связи с тем, что срок осуществления возврата таможенных пошлин, налогов по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств не нарушен, установленные ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начислению не подлежат.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществом ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и путем подачи деклараций N 10502090/180414/0004053, 10502090/150514/0005049 продекларированы, в частности, следующие товары: стоматологические установки "Дипломат Адепт", медицинские стулья к стоматологическим установкам.
При декларировании названных товаров обществом уплачен НДС в общей сумме 2 397 117 руб. 51 коп.
Указанный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру.
Общество 07.07.2014 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по ДТ N 10502090/180414/ 0004053. Аналогичное заявление подано по ДТ N 10502090/150514/0005049.
В качестве документов, подтверждающих основание для возврата, представлены копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия от 05.06.2013 N ФСЗ 2010/08101, N ФСЗ 2010/08103.
Письмом от 11.07.2014 N 07-38/7108 "О направлении информации" таможенный орган возвратил заявления общества, касающиеся возврата НДС в сумме 2 397 117 руб. 51 коп., без рассмотрения со ссылкой на ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) по причине непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10502090/180414/0004053, 10502090/150514/0005049.
Общество, полагая, что решение таможенного органа, оформленное названным письмом от 11.07.2014 N 07-38/7108, является незаконным и нарушает его права, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении льготы по уплате НДС, а также о правомерности требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленной обществом сумме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в рамках указанных в жалобе доводов в пределах полномочий, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (п. 4 ч. 3 ст. 80 ТК ТС).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 149 данного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В п.п. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации указаны медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности, важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В частности, в данный Перечень включено оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек, имеющее код классификации по ОК 005-93 (ОКП) 945200 (п. 18).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, осуществляющего администрирование данных денежных средств, в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению НДС или излишне уплаченных (взысканных) сумм НДС, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам.
Согласно п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 и п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Данное правило подлежит применению и к процентам, начисляемым по основанию, предусмотренному п. 10 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата суммы НДС.
Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13).
Судами установлено, материалами дела подтверждено и заявителем жалобы не оспаривается, что ввезенный обществом товар, классифицированный по коду ОКП 94 5220 "оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое", относится к группе ОКП 94 5200 "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек", не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость, согласно Перечню, данный товар в силу подп. 1 п. 2 ст. 149, подп. 2 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" освобождается от обложения НДС.
Доказательств того, что ввезенный заявителем спорный товар неправильно классифицирован по коду ОКП, таможенным органом в материалы дела не представлено.
Довод таможенного органа о том, что заявителем не был представлен документ, подтверждающий факт излишней уплаты, подлежит отклонению.
Пункт 3 ч. 2 ст. 147 ТК ТС не конкретизирует, какой именно документ может подтвердить факт излишней уплаты. Анализ представленных с заявлением документов позволял таможенному органу сделать вывод об излишней уплате НДС.
Перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, установлен ч. 12 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, на который таможенный орган не ссылался.
Поскольку таможенный орган незаконно отказал обществу в праве на льготу в виде освобождения от уплаты налога и внесений изменений в ДТ, а также в возврате излишне уплаченного налога, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество правомерно начислило проценты на сумму 2 397 117 руб. 51 коп., период с 01.11.2014 по день фактической уплаты этой суммы исходя из учетной ставки банковского процента.
Заявляя довод о неверном расчете процентов, таможенный орган вместе с тем, контррасчет суммы начисленных процентов не представил.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, Арбитражным судом Уральского округа не установлено, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2015 по делу N А60-46395/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.