Екатеринбург |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А71-8605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Сирота Е.Г., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН: 1121840002734, ИНН: 1840008141; далее - общество "Единая УК") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N А71-8605/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН: 1051801824876, ИНН: 1833037470; далее - общество "УКС") - Михина Ж.А. (доверенность от 12.05.2015 N 51400-04-27/57).
Общество "Единая УК" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "УКС" об обязании ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы истца за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с июля 2012 года по май 2014 года за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за каждый месяц, в котором произошло указанное превышение, на 0,15 процента размера платы, определенного за такой месяц, всего на сумму 4 936 453 руб. 33 коп.
Также истцом заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 500 000 руб. 00 коп.
Решением суда от 09.02.2015 (судья Мелентьева А.Р.) исковые требования удовлетворены частично, суд обязал общество "УКС" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу снизить размер платы общества "Единая УК" за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с мая по август 2013 года за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за каждый месяц, в котором произошло указанное превышение, на 0,15 процента размера платы, определенного за такой месяц, всего на сумму 2 125 202 руб. 66 коп.
Требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя удовлетворено в сумме 54 500 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Лихачева А.Н., Гладких Д.Ю., Крымджанова Л.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Единая УК" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы не согласен с исключением сумм снижения платы за период с июля 2012 года по апрель 2013 года (909 252 руб. 89 коп.), а также за период с сентября 2013 года по май 2014 года (845 812 руб. 91 коп.); указывает на отсутствие процессуальных препятствий для рассмотрения заявленных требований со ссылкой на судебные акты по делу N А71-11865/2013, в которых суды признали правомерным заявленное требование о взыскании убытков, понесенных вследствие поставки тепловой энергии ненадлежащего качества - с занижением температурного параметра, поскольку в рамках ранее рассмотренного дела о взыскании задолженности по договору не исследовался вопрос о качестве тепловой энергии.
Общество "Единая УК" указывает, что являясь управляющей организацией многоквартирного дома, обязано производить перерасчет жителям данного дома в части некачественных услуг, в том числе и по горячему водоснабжению. Осуществление обществом "УКС" функций по сбору денежных средств с жителей многоквартирного дома означает, по мнению заявителя жалобы, осуществление ответчиком лишь функций расчетного (биллингового) центра и не предоставляет ему прав исполнителя коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УКС" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Единая УК" (управляющая организация) и обществом "УКС" (поставщик коммунальных ресурсов) в период с июля 2012 года по май 2014 года сложились фактические правоотношения по поставке тепловой энергии и горячей воды.
Общество "Единая УК", ссылаясь на допущенные обществом "УКС" в период с июля 2012 года по май 2014 года превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, в нарушение действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обратилось в суд с иском об обязании ответчика снизить размер платы за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с июля 2012 года по май 2014 года за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за каждый месяц, в котором произошло указанное превышение, на 0,15 процента размера платы, определенного за такой месяц, согласно представленным расчетам на сумму 4 936 453 руб. 33 коп.
Суд первой инстанции признал обоснованным снижение платы за ГВС за период с мая по август 2013 года и удовлетворил иск в части оплаты ГВС за данный период в сумме 2 125 202 руб. 66 коп.
В отношении снижения платы за период с июля 2012 года по апрель 2013 года судом отказано исходя из того, что спор о стоимости поставленной тепловой энергии и горячей воды в период с июля 2012 года по апрель 2013 года ранее был рассмотрен в рамках другого дела - N А71-6611/2013, в отношении периода с сентября 2013 года по май 2014 года судом отказано, поскольку жильцы домов оплачивают стоимость коммунальных ресурсов непосредственно обществу "УКС", в период с сентября 2013 года по май 2014 года общество "УКС" стоимость горячей воды, потребленной жителями домов, обществу "Единая УК" не выставляло, истец указанные суммы ответчику не перечислял.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу п. 2, 3 ст. 546 названного Кодекса перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
На основании п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила N 307 и Правила N 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным актам Российской Федерации. Пунктом 3 Правил N 307 к коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 9 Правил N 307, подп. "в" п. 3 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В силу п. 61 Правил N 307, п. 99 Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.
В соответствии с п. 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных ресурсов, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные ресурсы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложениях N 1 к Правилам N 307, N 354.
Указанными приложениями предусмотрено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, установлена допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения ее качества, определены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу в перечисленных случаях.
Так, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. При этом за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период.
Пунктом 10 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном данными Правилами порядке. Продолжительность перерывов устанавливается в соответствии с Правилами N 307 и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.11 СанПиН "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе утвержденные Администрацией г. Ижевска графики плановых испытаний и ремонтных работ в отношении тепловых сетей общества "УКС" на 2012, 2013, 2014 годы, схемы подключения многоквартирных домов к тепловым сетям; договоры на оказание услуг по обслуживанию объектов инженерной инфраструктуры, суды пришли к правильному выводу о наличии достаточных оснований для снижения платы общества "Единая УК" за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период времени с мая по август 2013 года на сумму 2 125 202 руб. 66 коп., за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за каждый месяц, в котором произошло указанное превышение, на 0,15 процента размера платы, определенного за такой месяц.
Ссылаясь на то, что нормами действующего законодательства допускается перерыв в подаче тепловой энергии на период плановых ремонтных работ на срок до 14 дней, суды пришли к правильному выводу о необходимости учитывать названные сроки при расчете подлежащей снижению платы. Излишний расчет общества "Единая УК", произведенный без учета 14-дневного периода допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, в данном случае составил 1 282 640 руб. 98 коп. и исключен судами из подлежащей удовлетворению суммы.
Также судами правомерно из перерасчета исключено 845 812 руб. 91 коп. - сумма снижения размера платы за период с сентября 2013 года по май 2014 года, поскольку с 01.09.2013 фактические отношения сторон по передаче коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества "Единая УК", прекращены; с указанного периода граждане производят расчеты непосредственно с обществом "УКС".
Доводы общества "Единая УК" об отсутствии процессуальных препятствий для рассмотрений заявленных требований рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции на том основании, что фактически общество "Единая УК", не реализовав своевременно свое право на предоставление обоснованных возражений в части оспаривания объема поставленного ресурса и размера подлежащей взысканию платы, обращается за пересмотром ранее рассмотренного спора.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для повторного рассмотрения данных обстоятельств не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Единая УК" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N А71-8605/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Н. Черкасская |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.