Екатеринбург |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А07-23605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Башкортостанской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-23605/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Ромащенко М.В. (доверенность от 12.01.2015 N 01-07-14/32).
Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (далее - заявитель, декларант, ОАО "Фармстандарт-Уфавита", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне о признании незаконными решений Башкортостанского таможенного поста Башкортостанской таможни от 12.08.2014 N 10401090/07-04-64/37, от 15.08.2014 N 10401090/07-04-64/38, а также решения Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни от 20.08.2014 N 10401060/07-02121/7 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 02.03.2015 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения таможенного органа от 12.08.2014 N 10401090/07-04-64/37, от 15.08.2014 N 10401090/07-04-64/38, решения Уфимского таможенного поста Башкортостанской таможни от 20.08.2014 N 10401060/07-02121/7. В остальной части требований производство по делу прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 (судьи Малышев М.Б., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (полностью идентичной апелляционной жалобе) таможенный орган просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
При этом заинтересованное лицо ссылается на необоснованное непринятие судами письма ФТС России от 24.01.2012 N 05-92/02930дсп, согласно которого образцы бланков сертификата формы СТ-2 органов Республики Сербия, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров на товары, происходящие и экспортируемые из Республики Сербия, в графе 4 содержат указание номера бланка, состоящего из 7 арабских цифр и формируемого при изготовлении бланка типографским способом, в отличие от регистрационного номера сертификата, впечатываемого либо вписываемого при заполнении.
Таможня указывает, что оспариваемые решения вынесены в связи с несоблюдением обществом условий предоставления тарифных преференций, предусмотренных Правилами определения происхождения товаров, а именно: нарушены требования по заполнению сертификатов происхождения товаров формы СТ-2, поскольку номера представленных сертификатов происхождения товаров имеют идентичные номера, внесенные от руки.
Несогласие общества с принятыми ненормативными актами таможенного органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности оспариваемых решений.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено, что между ОАО "Фармстандарт-Уфавита" (покупателем) и компанией West Pharmaceutical Services Beograd d.o.o. (Республика Сербия) (продавцом) заключен договор купли-продажи от 12.01.2010 N 02-2010, в соответствии с которым продавец принял на себя обязательства реализовать покупателю товар - изделия для укупорки лекарственных препаратов, оговоренные в приложении к данному договору (плужнер из вулканизированной нетвердой резины). В последующем, сторонами сделки заключались дополнительные соглашения к указанному договору.
Выполняя взятые на себя обязательства, компания West Pharmaceutical Services Beograd d.o.o., реализовало заявителю обозначенный товар (код 4016 99 970 9 ТН ВЭД ТС), который был ввезен на территорию Российской Федерации.
В целях помещения поступившего товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обществом на Башкортостанский таможенный пост подана ДТ N 0401090/110814/0011461 с заявлением сведений о стране происхождения товара - Сербия. Для целей предоставления тарифных преференций в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, декларантом представлены сертификаты происхождения товаров формы СТ-2 от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085192, от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085193.
При проведении таможенного контроля соблюдения условий предоставления тарифных преференций Башкортостанский таможенный пост, посчитав, что в представленных сертификатах указан один и тот же регистрационный номер, пришел к выводу, что данные сертификаты оформлены с нарушением требований к заполнению сертификатов происхождения товаров формы СТ-2, предусмотренных Правилами определения страны происхождения товаров (далее - Правила определения страны происхождения товаров), являющимися неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000.
Таможенным органом в отношении товара, декларированного по ДТ N 10401090/110814/0011461, 12.08.2014 принято решение от 12.08.2014 N 10401090/07-04-64/37 о непредоставлении тарифных преференций.
В связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов в полном объеме Башкортостанским таможенным постом Башкортостанской таможни 12.08.2014 также принято решение об отказе в выпуске товаров, декларированных по ДТ N 10401090/110814/0011461.
ОАО "Фармстандарт-Уфавита" 15.08.2014 с целью помещения ранее декларированного по ДТ N 10401090/110814/0011461 товара на Башкортостанский таможенный пост была подана ДТ N 10401090/150814/0011640.
Декларантом представлен аналогичный комплект документов, в том числе сертификаты о происхождении товара формы СТ-2 от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085192, от 15.07.2014 N 17345/С1/5511/2014 1085193.
Башкортостанским таможенным постом в отношении товара, декларированного по ДТ N 10401090/150814/0011640, 15.08.2014 также принято решение N 10401090/07-04-64/38 о непредоставлении тарифных преференций.
В выпуске товаров, декларированных по ДТ N 401090/150814/0011640, Башкортостанским таможенным постом отказано в связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов в полном объеме.
ОАО "Фармстандарт-Уфавита" с целью помещения этого же товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Уфимский таможенный пост подана ДТ N 10401060/190814/0000930 с представлением комплекта документов, идентичного представленному с ДТ N 10401090/110814/0011461, 10401090/150814/0011640.
Уфимским таможенным постом в отношении вышеназванного товара 20.08.2014 принято решение о непредоставлении тарифных преференций N 10401060/07-02121/7.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Соглашение) предусмотрено предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и преференций, и неприменение ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, в связи с признанием ею правопреемства прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории, которое, в свою очередь, являлось правопреемником всех международных договоренностей, которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия подписан Протокол об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению, одобренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.05.2011 N 953-р, согласно которому поставленный в адрес заявителя товар не подпадает под изъятия из режима свободной торговли.
Статьей 8 Правил определения страны происхождения товаров установлены условия предоставления режима свободной торговли, одним из которых (пп. 2 п. 1 ст. 8) является представление в таможенные органы страны ввоза сертификата происхождения товаров формы СТ-2, являющегося неотъемлемой частью Правил определения страны происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), подробно приведенными в ст. 12 Правил определения страны происхождения товаров.
Согласно п. 1 ст. 62 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу положений ст. 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
На основании п. 5 Приказа ФТС России от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии" для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, необходимо использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
Согласно п. 3 ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров, уполномоченные органы государств сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
В таких случаях таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (п. 4 ст. 11 Правил определения страны происхождения товаров).
Оценив сертификаты СТ-2 N 17345/С1/5511/2014 1085192, 17345/С1/5511/2014 1085193, представленные заявителем в таможенные органы, на предмет их соответствия Правилам определения страны происхождения товаров, суды пришли к верному выводу о соответствии данных сертификатов СТ-2, требованиям обозначенных Правил.
При этом судами выявлено, что в данном случае наименование товара, сведения об отправителе и получателе товара, его описание и вес в представленных документах совпадают со сведениями, указанными в сертификатах.
Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что сертификаты относятся к другим товарам, которые отличаются от ввезенных обществом, таможенный орган, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил, равно как, не представлено заинтересованным лицом и доказательств направления в процессе проведения проверки запросов в компетентные национальные органы Республики Сербия, заверившей сертификаты, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Суды правомерно отметили, что совпадение в спорных сертификатах части регистрационного номера, не может являться основанием для лишения общества права на применение тарифных преференций, поскольку таможней не приняты все необходимые для осуществления таможенного контроля меры, в том числе, таможенный орган не воспользовался предоставленными ему п. 5 ст. 61 ТК ТС контрольными полномочиями по обращению к национальным органам или организациям страны, выдавшими сертификат.
При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что заявитель необоснованно лишен заинтересованным лицом права на получение тарифных преференций, и на него в отсутствие достаточных на то оснований, необоснованно возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, основан на материалах дела и соответствует указанным выше нормам материального права.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию таможенного органа, излагавшуюся в отзыве на заявление общества при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, в апелляционной жалобе и основаны на ином толковании норм материального права, которое не следует из их содержания.
С учетом изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-23605/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.