Екатеринбург |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А71-10181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Семеновой З. Г., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2015 по делу N А71-10181/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Ижевский механический завод" (далее - общество "ИМЗ") - Островский В.В. (доверенность от 18.02.2015 N 130);
Управления - Бурменко О.В. (доверенность от 12.01.2015 N 1).
Общество "ИМЗ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению о взыскании неосновательного обогащения в размере 953 726 руб. 94 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2014 (судья Волкова О.Н.) в удовлетворении иска отказано. Дополнительным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.03.2014 с истца в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 10 316 руб. 80 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2014 (судьи Торопова М.В., Платонова Е.А., Соловцов С.Н.) решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество "ИМЗ" заявило ходатайство об увеличении размера исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с Управления 1 469 566 руб. 94 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2015 (судья Мельников А.Ю.) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества "ИМЗ" взыскано 1 469 566 руб. 94 коп. неосновательного обогащения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3, статьи 4, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Заявитель указывает, что договор аренды от 18.07.2003 N 2601 заключен в период действия Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в редакции, не ограничивающей размер арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Управление считает ошибочным вывод судов о том, что в данном случае к заключенному договору аренды подлежит безусловное применение нормы о государственном регулировании размера арендной платы, введенное законодательством после даты заключения рассматриваемого договора. Заявитель считает ошибочным вывод судов о том, что новая кадастровая стоимость земельных участков установлена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573, поскольку данное постановление содержит лишь сведения об удельном показателе кадастровой стоимости арендуемых земельных участков в пределах кадастрового квартала и с учетом вида разрешенного использования. Согласно представленным федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике актам определения кадастровой стоимости новая кадастровая стоимость земельных участков определена только 08.04.2013 после внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Заявитель считает неправомерной ссылку судов на дату вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573 "О внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - постановление от 17.12.2012 N 573) как на дату установления кадастровой стоимости данных земельных участков. По его мнению, изменение арендной платы по заключенному договору в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка может быть применено только с момента официального определения размера кадастровой стоимости арендуемых земельных участков уполномоченными органами, то есть с 08.04.2013. Поскольку размер кадастровой стоимости арендуемых земельных участков внесен в государственный кадастр недвижимости только в 2013 году, арендная плата за 2013 год по заключенному договору аренды в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка подлежит перерасчету только с 01.01.2014 в силу прямого указания пункта 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Ввиду наличия согласия истца на установленный дополнительным соглашением от 06.02.2013 N 6 размер арендной платы, выразившийся в подписании данного дополнительного соглашения, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ИМЗ" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами, между администрацией г. Ижевска (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод" (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.07.2003 N 2601, согласно которому предприятию в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 18:26:050000:0011 общей площадью 647 241 кв. м с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке.
В дальнейшем между администрацией г. Ижевска (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод" (арендатор) 01.11.2005 подписано соглашение N 2601/1 о внесении изменений в договор аренды земли, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью 646 245 кв. м из земель поселений с кадастровым номером 18:26:0:0107, с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8, в Первомайском районе.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения размер ежегодной арендной платы за участок составляет 15 929 939 руб. 25 коп.
Администрацией муниципального образования "город Ижевск", Российской Федерацией в лице Управления и федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод" 14.12.2006 подписано соглашение N 2601/192аз, согласно которому администрация муниципального образования "город Ижевск" уступает, а Управление принимает на себя права и обязанности по договору аренды от 18.07.2003 N 2601 в отношении земельного участка из состава земель поселений с кадастровым номером 18:26:0:0107 площадью 646 245 кв. м, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Промышленная, 8.
Заключение данного соглашения обусловлено регистрацией права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Дополнительным соглашением от 17.09.2008 N 2 стороны изменили кадастровый номер и площадь переданного в аренду земельного участка, а также размер годовой арендной платы. Размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитан на основании отчета об оценке рыночного размера годовой арендной платы.
Дополнительным соглашением от 20.05.2010 N 4 объектом аренды стороны установили 8 земельных участков, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8, общей площадью 643 962 кв. м, образованных путем деления изначально арендуемого земельного участка.
Дополнительным соглашением от 20.12.2010 N 5 стороны продлили срок договора аренды до 13.02.2021.
Расчет арендной платы произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) и отчетов об оценке рыночного размера годовой арендной платы.
Дополнительным соглашением от 06.02.2012 N 6 установлен новый размер годовой арендной платы за пользование объектами аренды.
Как установлено судами, ответчиком в адрес истца направлялось дополнительное соглашение от 05.02.2013 N 7, где объектом аренды устанавливаются четыре земельных участка общей площадью 50 311 кв. м, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8. Размер арендной платы за пользование указанными земельными участками рассчитан Управлением на основании постановления N 582 и отчетов об оценке рыночного размера годовой арендной платы.
Полагая, что ответчиком неправильно определена методика расчета арендной платы, без учета нахождения на спорных земельных участках объектов гражданской обороны, ограничивающих их в обороте, и необходимости в связи с этим определения стоимости пользования такими земельными участками из расчета 1,5% от их кадастровой стоимости, что повлекло возникновение на стороне арендодателя неосновательного обогащения в виде получения большей суммы денежных средств в 2013 году, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что поскольку спорный договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой, изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Руководствуясь подпунктом "г" пункта 3 постановления N 582, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, суды сделали вывод о том, что арендная плата должна исчисляться в размере 1,5 % кадастровой стоимости земельных участков. Применение ранее установленных регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, после введения в действие пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) и постановления N 582, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, принципам и правилам, установленным в постановлении N 582. Отклоняя довод Управления о том, что арендная плата за 2013 год по заключенному договору аренды в размере 1,5% от вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков подлежит перерасчету только с 01.01.2014, так как сведения о кадастровой стоимости арендуемых земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости лишь в 2013 году (08.04.2013), суды сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11. В связи с тем, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573, на основании которого определена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, по состоянию на 01.01.2013 вступило в силу, суды указали, что новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению к отношениям сторон, вытекающим из договора аренды в 2013 году. Отметив, что неосновательное обогащение в сумме 1 469 566 руб. 94 коп. возникло на стороне ответчика в результате внесения истцом арендных платежей по договору аренды за 2013 год в большем размере, чем размер арендных платежей, подлежащий оплате с учетом требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и подпункта "г" пункта 3 постановления N 582, суды удовлетворили требования о взыскании с Управления 1 469 566 руб. 94 коп. неосновательного обогащения.
При рассмотрении спора судами установлено, что спорные земельные участки ограничены в обороте в силу подп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования на них переоформлено истцом на право аренды. Данные обстоятельства заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
Суд кассационной инстанции считает правильными содержащиеся в судебных актах выводы о регулируемом характере размера арендной платы за земельные участки в силу положений п.4 ст.22, п.3 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в п.16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и наличии в связи с этим оснований для применения положений подпункта "г" пункта 3 постановления N 582, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ при определении размера арендной платы за принадлежащие истцу земельные участки (1,5 % кадастровой стоимости земельных участков).
Довод Управления о неправильном применении судами данных норм является ошибочным, основанным на их неправильном толковании, оснований для исчисления арендной платы в соответствии с рыночной стоимостью не имеется.
Вывод судов о применении нового показателя кадастровой стоимости с момента вступления в силу нормативно-правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, от 25.02.2014 N 15534/13.
Между тем практика применения положений ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" изменена постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". Названное постановление опубликовано в издании "Российская газета" 10.07.2015.
Согласно пункту 18 данного постановления при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Указанная правовая позиция в силу п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" учитывается судом кассационной инстанции при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573 "О внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" изменен удельный показатель кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков.
Названное постановление вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования 19.12.2012 (пункт 2 постановления).
Между тем судами установлено, что сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573, внесены в государственный кадастр недвижимости 08.04.2013.
Таким образом, новый показатель кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению не ранее внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то есть с 08.04.2013
В силу пункта 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Поскольку сведения о новом показателе кадастровой стоимости арендуемых земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости только в 2013 году, его применение для исчисления арендной платы возможно лишь с 01.01.2014, арендная плата за 2013 год подлежит исчислению в размере 1, 5 % от прежнего показателя кадастровой стоимости земельных участков.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истцом за 2013 год внесена арендная плата на общую сумму 2 063 360 руб.
Размер подлежащей уплате истцом арендной платы за 2013 год составляет 1 690 374 руб. 13 коп., из которых 217 516 руб. 69 коп. по земельному участку с кадастровым номером 18:26:050967:162 (14 501 112,61,5%), 594 760 руб. 65 коп. по земельному участку с кадастровым номером 18:26:050967:163 (39 650 709,81,5%), 647 073 руб. 51 коп. по земельному участку с кадастровым номером 18:26:050967:166 (43 138 234,11,5%), 231 023 руб. 29 коп. по земельному участку с кадастровым номером 18:26:050967:167 (15 401 552,41,5%).
При таких обстоятельствах размер неосновательно полученной истцом арендной платы за 2013 год составляет 372 985 руб. 87 коп.
Учитывая изложенное, исковые требования общества "ИМЗ" подлежат частичному удовлетворению, с Российской Федерации в лице Управления за счет казны Российской Федерации подлежат взысканию в пользу общества "ИМЗ" 372 985 руб. 87 коп. неосновательного обогащения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что судебные расходы по оплате государственной пошлине подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям, с Российской Федерации в лице Управления за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию в пользу общества "ИМЗ" 7 029 руб. 34 коп. судебных расходов по государственной пошлине.
Руководствуясь ст. 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2015 по делу N А71-10181/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по тому же делу изменить.
Исковые требования открытого акционерного общества "Ижевский механический завод" удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Ижевский механический завод" 372 985 руб. 87 коп. неосновательного обогащения, 7 029 руб. 34 коп. судебных расходов по государственной пошлине.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В.Сулейменова |
Судьи |
З.Г.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Указанная правовая позиция в силу п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" учитывается судом кассационной инстанции при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
...
В силу пункта 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2015 г. N Ф09-5942/14 по делу N А71-10181/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5942/14
22.04.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4608/14
19.01.2015 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10181/13
29.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5942/14
26.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4608/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10181/13