Екатеринбург |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А76-29847/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Автосервис ПМ" (далее - общество "Автосервис ПМ", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2015 по делу N А76-29847/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Автосервис ПМ" - Калипарова М.Ф. (доверенность от 10.01.2015);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Павлюк С.Н. (доверенность от 10.10.2015);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС по Челябинской области) - Ильиных О.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 06-31/1/006).
Общество "Автосервис ПМ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции, УФНС по Челябинской области о признании недействительными решения инспекции от 11.12.2013 N 3954, решения УФНС по Челябинской области от 25.02.2014 N 16-07/000552@.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2015 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 11.12.2013 N 3953 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 26 014 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 (судьи Баканов В.В., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Автосервис ПМ" просит указанные судебные акты отменить в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 74:33:0205001:11, 74:33:0205001:115, принять по делу новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что налоговый орган неправильно определил кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115, завысив налогооблагаемую базу и неправомерно доначислив обществу земельный налог.
Общество "Автосервис ПМ" указывает на то, что налоговый орган исказил данные, представленные Федеральным государственным бюджетным учреждением Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Росреестр) в кадастровых справках в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111; 74:33:0205001:115, поскольку кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 составляла 23 893 094 руб. и 5 252 110 руб. 08 коп., а не 45 013 670 руб. и 9 894 773 руб., исходя из которых налоговый орган исчислил земельный налог за 2012 г.
Общество "Автосервис ПМ" считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что налогоплательщик неверно интерпретирует информацию, указанную в кадастровых справках от 07.05.2013 в отношении двух спорных земельных участков (74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115), поскольку кадастровая стоимость, которая отражена в кадастровых справках от 07.05.2013 в размере 23 893 094 руб. 40 коп. и 5 252 110 руб. 08 коп., приведена по состоянию на 01.01.2012, а кадастровая стоимость примененная инспекцией действительна после 01.01.2012.
Заявитель жалобы полагает, что такие обстоятельства как противоречивость судебной практики, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных неопределенному кругу лиц финансовым и налоговым органами следует признать исключающими вину налогоплательщика в полном объеме, в связи с чем у судов не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса в связи с отсутствием состава вменяемого ему налогового правонарушения (вины).
Общество "Автосервис ПМ" считает, что выводы судов о невозможности оспаривания решения УФНС по Челябинской области основаны на неверном понимании правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57.
По мнению заявителя жалобы, УФНС по Челябинской области, неправомерно отказав в удовлетворении апелляционной жалобы общества "Автосервис ПМ" и не исправив ошибки нижестоящего налогового органа, допустило неправильное применение норм Кодекса, тем самым нарушило права и законные интересы налогоплательщика.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества "Автосервис ПМ" по земельному налогу за 2012 г., инспекцией составлен акт от 14.10.2013 N 3018 и вынесено решение от 11.12.2013 N 3953 о привлечении общества "Автосервис ПМ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 31 014 руб. 20 коп., доначислении земельного налога за 2012 г. в сумме 620 283 руб., начислении пеней в сумме 55 832 руб. 61 коп.
Решением УФНС по Челябинской области от 25.02.2014 N 16-07/000552@ оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком подлежащей уплате суммы земельного налога в связи с неверным определением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115, принадлежащих обществу "Автосервис ПМ".
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, снизив размер штрафа за неуплату налога с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что при доначислении земельного налога за 2012 г. инспекцией правильно определена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих налогоплательщику.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Судами установлено, что общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111 (дата регистрации возникновения права 17.02.2011), 74:33:0205001:115 (дата регистрации возникновения права 16.09.2011), 74:33:0126005:12 (дата регистрации возникновения права 19.02.2004), 74:33:0126005:13 (дата регистрации возникновения права 19.02.2004); вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-8059/2013 и от 18.11.2013 по делу N А76-19964/2013 установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 74:33:0205001:111 в размере рыночной стоимости 2 163 000 руб., 74:33:0205001:115 в размере рыночной стоимости 741 000 руб. по состоянию на 01.01.2012, земельных участков с кадастровыми номерами: 74:33:0126005:12 в размере рыночной стоимости 6 091 080 руб., 74:33:0126005:13 в размере рыночной стоимости 243 772 руб. по состоянию на 01.01.2010; расчет налога за указанный период произведен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012: по участку 74:33:0126005:12 в размере 24 676 400 руб. 88 коп., по участку 74:33:0126005:13 в размере 737 621 руб. 30 коп., по участку 74:33:0205001:111 в размере 45 013 670 руб., по участку 74:33:0205001:115 в размере 9 894 773 руб.; кадастровая стоимость земельных участков определена по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, применяемые для целей налогообложения земельным налогом с 01.01.2012, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - постановление N 284-П); информация в отношении кадастровой стоимости спорных земельных участков предоставлена в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи Росреестром; согласно информации, содержащейся в справках Росреестра величина кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115 по состоянию на 01.01.2012 указана в размере 23 893 084 руб. и 5 252 110 руб. 08 коп. и отличается от размера кадастровой стоимости, исходя из которой инспекцией исчислен земельный налог за 2012 г. в размере 45 013 670 руб. и в размере 9 894 773 руб., а в строке 5 кадастровых справок от 07.05.2013 N 7400/501/13-3173, N 7400/501/13-3179 о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:115 и 74:33:0205001:111 также указано, что кадастровая стоимость данных земельных участков составляет 9 894 773 руб. 28 коп. и 45 013 670 руб. 40 коп., соответственно.
Принятое Правительством Челябинской области постановление N 284-П не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, при расчете земельного налога за 2012 г. налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории Челябинской области, подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 284-П, соответственно, при расчете земельного налога за 2010-2011 гг. указанными плательщиками земельного налога подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - постановление N 297-П).
Учитывая указанные выше нормы действующего законодательства, применение ранее утвержденных результатов государственной кадастровой оценки невозможно с момента отмены нормативного правового акта об утверждении предыдущих результатов кадастровой оценки. Постановление N 297-П утратило силу в связи с изданием постановления N 284-П.
Судами установлено, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115 в размере 23 893 094 руб. и 5 252 110 руб. 08 коп. соответственно, указанная в справках Росреестра от 07.05.2013 по состоянию на 01.01.2012, фактически определена с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, утвержденных постановлением N 297-П, тогда как в соответствии с действующим законодательством актуальная кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 должна быть определена с учетом постановления N 284-П, которым утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земель (далее - УПКСЗ), с применением которого должна рассчитываться величина кадастровой стоимости спорных земельных участков, для кадастрового квартала 74:33:0205001, в котором они расположены, в размере 4574 руб. 56 коп./кв.м. Соответственно, кадастровая стоимость земельных участков в размере 45 013 670 руб. 40 коп. и 9 894 773 руб. 28 коп. определена расчетным методом (произведение площади земельного участка на УПКСЗ: 4574,56*9840= 45 013 670 руб.; 4574,56*2163=9 894 773 руб.), предусмотренным методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.11.2011 N 673).
При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что примененная инспекцией при расчете земельного налога за 2012 г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115 в размере 45 013 670 руб. 40 коп. и 9 894 773 руб. 28 коп. соответствует постановлению N 284-П.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступивших в законную силу судебных актов, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, при исчислении обществом "Автосервис ПМ" земельного налога за 2012 г. в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:0205001:111, 74:33:0205001:115 подлежит применению кадастровая стоимость в размере 45 013 670 руб. 40 коп. и 9 894 773 руб. 28 коп., определенная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, положения которого действуют с 01.01.2012.
Пунктом 2 ст. 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В связи с тем, что в установленные сроки земельный налог налогоплательщиком за 2012 г. не уплачен, ему обоснованно начислены пени за его несвоевременную уплату.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Поскольку обществом "Автосервис ПМ" в установленный срок не уплачен в бюджет земельный налог за 2012 год, оно правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса (с учетом п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 Кодекса).
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы общества "Автосервис ПМ", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2015 по делу N А76-29847/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Автосервис ПМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
А.Н.Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.