Екатеринбург |
|
26 августа 2015 г. |
Дело N А60-45416/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная специализированная больница медицинской реабилитации "Маян" (далее - Учреждение, ответчик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области 19.01.2015 по делу N А60-45416/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС Свердловской области, Фонд, истец) - Бессонова Л.О. (доверенность от 12.01.2015 N 43);
учреждения - Кобисская Т.М. (доверенность от 03.04.2015 б/н).
ТФОМС Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ответчика 6 049 590 руб. 28 коп., в том числе 6 209 454 руб. 36 коп. средств, использованных ответчиком не по целевому назначению, 620 945 руб. 44 коп. - штрафа и 119 190 руб. 48 коп. - пени.
Решением суда от 19.01.2015 (судья Биндер А.Г.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Савельева Н.М., Васильева Е.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что спорные денежные средства были восстановлены на счетах Учреждения задолго до проверки Фонда, после восстановления они были потрачены строго по программе ОМС, в связи с чем, по мнению ответчика, обязанности возвратить эти средства в бюджет по требованию истца у заявителя не возникло. Учреждение также ссылается на то, что суды удовлетворили заявленные требования исходя из действующего законодательства, необоснованно распространив его на предыдущий период. Заявитель указывает, что факт использования денежных средств, полученных на счет ОМС в качестве компенсации, на нужды Учреждения никак не сказался на объеме оказываемых услуг и их качестве.
По мотивам, изложенным в письменном отзыве, истец просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ТФОМС Свердловской области в период с 11.10.2012 по 26.10.2012 на основании приказа директора фонда от 08.10.2012 N 390 проведена комплексная проверка целевого использования средств фонда обязательного медицинского страхования, направленных в Учреждение за период с 01.07.2010 по 30.09.2012.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2012, содержащий информацию о выявленных нарушениях в использовании не по назначению средств обязательного медицинского страхования на сумму 6 209 458, 36 руб.
В акте проверки содержатся требования о восстановлении средств в размере 6 209 458, 36 руб. на расчетный счет ТФОМС по Свердловской области, уплате штрафа в размере 10% от названной суммы (620 945 руб. 83 коп.).
Ответчик требования Фонда не исполнил, денежные средства в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования не возвратил, ограничившись их восстановлением на своих счетах, предназначенных для использования средств ОМС, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона об ОМС средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В силу п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона об ОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В ст. 16 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что бюджеты конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов Фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
В п. 1 и 2 ст. 19 указанного Закона предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды признали подтвержденным факт нецелевого использования Учреждением средств фонда обязательного медицинского страхования. Указанный факт косвенно признан самим ответчиком, который восстановил на счетах денежные средства, использованные не по целевому назначению.
Учитывая изложенное, руководствуясь подп. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38, ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС и положениями Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011 и 2012 годы, утвержденных постановлениями Правительства Свердловской области от 14.12.2009 N 1486-ПП, от 29.12.2010 N 1913-ПП, от 05.12.2011 N 1649-ПП, действовавшими на момент проведения проверки, установив, что в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования соответствующую сумму ответчик не возвратил, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
Ссылка на то, что спорные денежные средства были восстановлены на счетах ОМС, подлежат отклонению, поскольку положения Закона об ОМС не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также отклоняются, поскольку выводов судов не опровергают, были предметом их исследования и получили надлежащую оценку.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области 19.01.2015 по делу N А60-45416/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная специализированная больница медицинской реабилитации "Маян" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.