Екатеринбург |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А60-42147/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент финансов) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2015 по делу N А60-42147/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Декар-Бас" (далее - общество "декар Бас" - Майоров Д.В. (доверенность от 10.01.2015);
Департамента финансов - Павлова Е.А. (доверенность от 29.12.2014), Устьянцева Е.А. (доверенность от 29.12.2014);
администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация) - Устьянцева Е.А. (доверенность от 19.01.2015 N 53/05/01-12/0111).
До начала судебного заседания в Арбитражный суд Уральского округа 10.08.2015 поступило ходатайство Екатеринбургской городской Думы о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено. Кассационная жалоба Департамента финансов рассмотрена в отсутствие представителя Екатеринбургской городской Думы.
Общество "Декар-Бас" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов о взыскании убытков в размере 2 399 782 руб. 88 коп., связанных с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярным маршрутам N 46, N 053 в период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года региональных и федеральных категорий граждан, установленных Перечнем, утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" за счет казны муниципального образования "Город Екатеринбург".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2014 к участию в деле к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Екатеринбург" в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети, открытое акционерное общество "Информационная сеть" (далее - общество "И-сеть"), администрация муниципального образования "Город Екатеринбург" в лице Комитета социальной политики, Екатеринбургская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2015 (судья Казакова Г.И.) исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Департамента финансов за счет казны муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу общества "Декар-Бас" взысканы убытки в размере 2 399 782 руб. 88 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение п. 1 ст. 15, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что постановлением Администрации от 21.06.2011 N 2604 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург"", установлено, что муниципальное образование возмещает затраты только двух категорий граждан, а именно: указанных в п. 43, 44 Приложения N 1 к решению Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15. В связи с чем, ссылаясь на то, что нормативным актом установлены категории граждан, которым предоставлено право льготного проезда, соответственно, возможность взыскания убытков ограничена, общество "Декар-Бас" было уведомлено о порядке компенсации убытков, возражений не заявляло, Департамент финансов полагает, что у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований общества "Декар-Бас" в полном объеме. Кроме того, заявитель считает, что обществом "Декар-Бас" не доказан размер понесенных убытков, поскольку, представленные им справки общества "И-сеть", на основании которых произведен расчет убытков, не могут быть приняты в качестве достоверных доказательств по делу, поскольку не являются документами, подтверждающими хозяйственную деятельность истца. Более того общество "И-сеть" не является организацией, осуществляющей бухгалтерский учет истца, полномочия по ведению реестров льготной категории граждан, использующих социальную транспортную карту, данному обществу не устанавливались.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Декар-Бас" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Декар-Бас" (исполнитель) и Администрацией (заказчик) заключен договор N 46-053/2011 на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения N 46 "м-он Академический - Хохрякова" и N 053 "Ползунова - З-д строительных материалов", согласно которому, общество "Декар-Бас" по поручению Администрации принимает на себя обязательства обеспечить перевозку пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, с использованием класса и количества подвижного состава, указанного в приложении 1, с соблюдением производственной программы по замене подвижного состава, изложенной в приложении 2, в соответствии с расписанием, приведенным в приложении 3 (п. 1.1. договора).
В силу п. 2.2.11. договора общество "Декар-Бас" обязалось обеспечить перевозку пассажиров по социальной транспортной карте и электронным проездным билетам.
В соответствии с дополнительным соглашением от 23.11.2010 к договору присоединения оператора и перевозчика от 22.12.2009 N ПО1/12 к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга" общество "Декар-Бас" присоединилось к участию в работе системы "Транспортная карта города Екатеринбурга" - организованном обществом "И-сеть" едином информационном пространстве, предназначенном для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.
Общество "Декар-Бас" в период с сентября по декабрь 2011 года осуществило перевозку пассажиров на городском общественном транспорте по маршрутам регулярного городского сообщения N 46 "м-он Академический - Хохрякова" и N 053 "Ползунова - З-д строительных материалов".
Полагая, что в период с сентября 2011 года по декабрь 2011 года общество "Декар-Бас" понесло убытки в размере 2 399 782 руб. 88 коп. в связи с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярным маршрутам N 46, N 053 граждан льготной категории, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. В качестве правового обоснования исковых требований, истец сослался на ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законом на публично-правовое образование возложена обязанность в полном объеме компенсировать транспортной организации понесенные расходы, связанные с оказанием услуг городских пассажирских перевозок отдельным категориям граждан. Установив, что истцом обеспечена возможность льготного проезда гражданам на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", перевозка осуществлена в соответствии с требованиями муниципальных нормативных актов, суды пришли к выводу о том, что понесенные расходы являются ущербом и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии с требованиями ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в спорный период истец, осуществляя перевозку в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов - решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте", постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 N 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования" обеспечил возможность льготного проезда гражданам на основании персональных бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт "социальная транспортная карта" (далее - социальная транспортная карта), выданных отдельным категориям граждан.
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на основании социальной транспортной карты, утвержден вышеназванным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте".
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как разъяснено в п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, как верно указали суды, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму не полученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.
Заявленные к взысканию расходы понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15".
В преамбуле названного решения Екатеринбургской Думы сделана ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной.
Судами правильно указано на то, что поскольку, предъявленные истцом расходы понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" в качестве меры дополнительной социальной поддержки и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г. Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15", указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представленный истцом расчет убытков за период с сентября по декабрь 2011 в сумме 2 399 782 руб. 88 коп., размер которых определен обществом "Декар Бас" с учетом выплаченных ему субсидий на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий (согласно данным об объеме проездов и карт по сериям льготных персональных карт, согласно данным общества "И-сеть" за указанный период, т. 2 стр. 21-22), а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями РЭК Свердловской области, проверен судами и признан верным.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованном выводу о том, что указанные расходы являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет ответчика в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии доказательств возмещения понесенных истцом расходов в связи с предоставлением им льготного проезда ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества "Декар-Бас", взыскав с Департамента финансов за счет казны муниципального образования убытки в размере 2 399 782 руб. 88 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не доказан размер убытков, представленные справки общества "И-сеть" не являются достоверными доказательствами, отклоняется судом кассационной инстанции. Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что социальная транспортная карта введена решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15. На основании постановления главы города Екатеринбурга от 24.06.2009 N 2641 "Об участии муниципального образования "город Екатеринбург" в учреждении ОАО "Информационная сеть" создано юридическое лицо - общество "И-сеть", на которого возложены обязанности по выпуску и выдаче транспортных карт для льготных категорий граждан.
Общество "И-сеть", созданное при непосредственном участии муниципального образования "город Екатеринбург", является единственной организацией, осуществляющей выдачу социальных транспортных карт и их обслуживание. Возложение на перевозчиков обязанности по перевозке льготных категорий граждан определяет заключение ими договоров именно с обществом "И-Сеть".
Таким образом, поскольку именно ответчиком создана систему мер дополнительной поддержки, определены ее виды, создан единственный оператор, выдающий социальные транспортные карты и осуществляющий учет их использования, определен порядок расчета затрат отдельного перевозчика, связанных с предоставлением права льготного проезда, у судов не было оснований для отклонения справок общества "И-сеть" в качестве ненадлежащих доказательств по делу.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Администрации от 21.06.2011 N 2604 в обоснование довода об отсутствии у него обязанности по возмещению убытков по всем льготным категориям граждан, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данное постановление устанавливает порядок предоставления субсидий перевозчикам, между тем предметом иска является возмещение убытков перевозчику, возникших в результате перевозки отдельных категорий граждан.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2015 по делу N А60-42147/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.