Екатеринбург |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А07-22240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2015 по делу N А07-22240/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Юрочкина Д.В. (доверенность от 01.07.2015 N 118).
Представители муниципального унитарного предприятия "Архитектурно-планировочное Бюро" городского округа г. Уфа (далее - предприятие страхователь), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к фонду с заявлением о признании недействительными решения от 04.08.2014 N 77 о начислении страховых взносов в сумме 199,67 руб., штрафа - 39,93 руб., пени - 98,29 руб.; решения от 23.07.2014 N 43 о начислении страховых взносов 2 895,25 руб., пени - 1 224,69 руб., штрафа - 579,05 руб.; решения от 23.07.2014 N 64 о непринятии к зачету расходов в сумме 99 836,06 руб.
Решением суда от 30.03.2015 (судья Чернышова С.Л.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Баканов В.В., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ). По мнению фонда, при расчете плательщиком пособия не следовало использовать данные расчетного периода, предшествующие рождению "предыдущего" ребенка. В связи с неверным расчетом произведено излишнее начисление пособия - Никишиной Евгении Александровне в сумме 85 319,12 руб., Степановой Эльгине Рафисовне - 14 516,94 руб. Фонд ссылается на п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Правительством Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375), где указано, что если застрахованное лицо не имело заработка непосредственно перед наступлением страховых случаев или в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, средний заработок определяется исходя из тарифной сетки, должностного оклада с учетом районного коэффициента на день наступления отпуска.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 16.05.1997, состоит на учете в территориальном подразделении фонда социального страхования, выплачивает страховые взносы, из удержанных сумм производит вычеты в связи со страховыми выплатами своим работникам.
Фондом проведена проверка расходов страхователя по государственному социальному страхованию, по результатам которой составлены акты от 30.06.2014 N 114 и от 30.06.2014 N 150-н/с, установлено неосновательное предъявление к зачету суммы пособий по беременности и родам и уходу за ребенком, которые, по мнению фонда, рассчитаны с нарушением закона.
Вынесены решения 23.07.2014 N 64 о непринятии к зачету страхового обеспечения 129 008,98 руб., от 04.08.2014 N 77 о привлечении к ответственности, начислении страховых взносов и пени, от 23.07.2014 N 43 о начислении страховых взносов, пени и штрафа.
Не согласившись с указанными решениями, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о том, что предприятие правильно рассчитало размер пособия с учетом изменения законодательства.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
По общему правилу в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закон N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (ред. от 25.02.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ) если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступили в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, то в соответствии с заявлением работника - застрахованного лица исчисление пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком может быть произведено по нормам Закона N 255-ФЗ, действовавшим до 01.01.2011. При этом исчисление пособий производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления каждого страхового события, при условии, что данный расчет приведет к увеличению размера пособий.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в том числе с применением при определении среднего заработка, на основании которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Особенности порядка исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Положением N 375, в соответствии с п. 11 которого (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) при отсутствии периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страхового случая застрахованного лица в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
В соответствии с п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию в связи с материнством признаются: беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то исчисление страхователем пособия по уходу за вторым или третьим ребенком до достижения им возраста полутора лет должно осуществляться на основании п. 11 Положения N 375, то есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. При этом предыдущим страховым случаем признается рождение первого ребенка.
Выводы фонда о необходимости применения для урегулирования спорных правоотношений п. 11.1 Положения являются ошибочными, противоречащими ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, согласно которой применение ранее действующего, до 01.01.2011, порядка исчисления пособия по уходу за ребенком не должно привести к уменьшению размера пособия при наступлении нового страхового случая, поскольку он применяется только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Исходя из буквального толкования п. 11.1 Положения N 375 он применяется, если застрахованное лицо не имело заработка за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть, если бы застрахованное лицо не имело заработка в течение 12 месяцев до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай), то страхователь обязан был определить средний заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком на основании тарифной ставки установленного застрахованному лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за вторым (третьим) ребенком.
Согласно ч. 2 ст. 7 и ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989), закрепившей в том числе в ст. 18, 26 и 27 принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования.
Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - ухода за ребенком в возрасте до полутора лет (подп. 2 п. 1 и п. 1.1 ст. 7, подп. 8 п. 2 ст. 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ и ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен учитывать задачи социальной, в том числе демографической политики на конкретно-историческом этапе развития государства, и создавать прежде всего для матерей, осуществляющих уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет, благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей (указанный подход изложен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 9518/13 по делу N А51-16528/2012).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что застрахованные лица получили отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, не выходя на работу из отпуска по уходу за ранее рожденным ребенком, они представили заявления о расчете пособий исходя из доходов, полученных до рождения первого ребенка, обе сотрудницы до рождения первого ребенка работали у данного страхователя более 12 месяцев.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что расчет заявителем пособия в вышеуказанном порядке является правильным, фонд неосновательно произвел перерасчет пособий исходя из размера тарифа, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы фонда подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2015 по делу N А07-22240/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.