Екатеринбург |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А76-28437/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Гавриленко О. Л., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Лепинских Н.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2015 по делу N А76-28437/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, организованной Арбитражным судом Челябинской области, принял участие представитель:
Инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Шаранова С.А. (доверенность от 12.01.2015; доверенность от 23.12.2014)
Закрытое акционерное общество "Соединительные отводы трубопроводов" (далее - общество "Соединительные отводы трубопроводов", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 20.06.2014 N 1156.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением суда от 18.02.2015 (судья Котляров Н.Е.) заявление удовлетворено, решение инспекции от 20.06.2014 N 1156 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за налоговое правонарушение признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 (судьи Малышев М.Б., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение судами норм материального права.
Налоговый орган указывает на то, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-7261/2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010. Поскольку указанное решение арбитражного суда вступило в законную силу с 05.08.2013, то для целей налогообложения новую (рыночную) кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2014.
По мнению инспекции, имеющаяся у налогоплательщика на момент вынесения решения налогового органа переплата по земельному налогу не опровергает факт совершения налогового правонарушения и необходимость исполнения обязанности по уплате земельного налога в предложенном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Соединительные отводы трубопроводов" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Согласно материалам дела решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-7261/2013 установлена кадастровая стоимость принадлежащих налогоплательщику земельных участков с кадастровым номером 74:33:1316001:155, в размере рыночной стоимости 12 545 878 руб. 44 коп.; с кадастровым номером 74:33:1316001:56, в размере рыночной стоимости 2 115 387 руб. 21 коп. по состоянию на 01.01.2010.
Инспекцией по результатам проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации общества "Соединительные отводы трубопроводов" по земельному налогу за 2013 г., с продекларированными к уплате суммами земельного налога 188 188 руб. и 31 731 руб., составлен акт
от 25.04.2014 N 1150 и вынесено решение от 20.06.2014 N 1156 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 г. в сумме 329 240 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 29.09.2014 N 16-07/003289 решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с данным решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества "Соединительные отводы трубопроводов", суды исходили из правомерности перерасчета налогоплательщиком налоговых обязательств по земельному налогу, а также уплаты обществом земельного налога за 2013 г. по первичной налоговой декларации, в полной сумме, - и соответственно отсутствия, у инспекции, правовых оснований для вынесения оспариваемого обществом решения.
Проверив законность принятых судебных актов в порядке, установленном ст. 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе, суд считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2013 г. применялась кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - Постановление N 284-П).
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды сделали обоснованные выводы о том, что кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:1316001:155, 74:33:1316001:156, установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-7261/2013, подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с момента вступления в законную силу решения суда.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанции является верным.
Между тем, оспариваемое решение инспекции ошибочно признано недействительным полностью, поскольку налоговым органом правомерно для целей налогообложения за 2013 г. до вступления в силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-7261/2013 применена кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением
N 284-П.
При этом суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 7 ст. 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. Содержание данных решений регламентировано в п. 8 ст. 101 Кодекса.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, принятое решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с указанием статей Кодекса, предусматривающих ответственность за совершенное правонарушение. В решении указываются размер выявленной недоимки и начисленных пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа; в данном решении могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В силу указанных норм принятое налоговым органом в соответствии со ст. 101 Кодекса решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения не может включать в себя положения, направленные на осуществление фактического взыскания доначисленной недоимки, что по существу будет иметь место в результате зачета имеющейся у налогоплательщика на момент вынесения решения переплаты в счет исполнения обязанности, вменяемой налоговым органом по результатам проверки, и определения в резолютивной части решения суммы налога к уплате с учетом названного зачета.
Зачет возникшей в связи с подачей уточненной налоговой декларацией переплаты, а также иной имевшейся у налогоплательщика переплаты в счет доначисленного по решению налога осуществляется вне рамок налоговой проверки, в ходе исполнения решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Указание в решении инспекции на предложение налогоплательщику уплатить недоимку по налогу без учета имеющейся на момент вынесения этого решения по лицевому счету налогоплательщика переплаты по этому или иным налогам не является нарушением прав налогоплательщика и не может служить основанием для признания решения налогового органа недействительным.
В рассматриваемом случае инспекцией установлено занижение в уточненной налоговой декларации налоговой базы по земельному налогу за 2013 г., и имеющаяся у общества на момент вынесения решения инспекции переплата по земельному налогу не опровергает факт совершения налогового правонарушения и необходимость исполнения обязанности по уплате земельного налога в предложенном объеме.
Названная переплата может быть учтена налоговым органом на момент принудительного исполнения решения о привлечения к налоговой ответственности путем вынесения налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате земельного налога.
Тот факт, что ранее обществом подавалась налоговая декларация по земельному налогу за 2013 г. с суммой налога, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 284-П, и налог был уплачен в полном объеме, не исключает необходимости проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации налогоплательщика и корректировки его налоговых обязательств, в случае занижения размера налоговой базы и налога, отраженных в указанной уточненной налоговой декларации.
При таких обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным решения инспекции от 20.06.2014 N 1156 об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение о доначислении земельного налога за 2013 г. за период с 01.01.2013 до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-7261/2013. Основания для удовлетворения заявленных требований в отмененной части отсутствуют.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2015 по делу N А76-28437/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по тому же делу отменить в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Челябинской области от 20.06.2014 N 1156 об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение о доначислении земельного налога за 2013 год за период с 01.01.2013 до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-7261/2013.
В отмененной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.