Екатеринбург |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А34-8203/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Анненковой Г.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество "Курганская генерирующая компания") на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.03.2015 по делу N А34-8203/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Курганская генерирующая компания" - Абрамова Т.Г. (доверенность от 26.12.2014 N 15).
Общество "Курганская генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Кургана (далее - администрация).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Решением суда от 31.03.2015 (судья Деревенко Л.А.) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Курганская генерирующая компания" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами при рассмотрении данного спора норм материального и процессуального права, в связи с чем, принятые судебные акты не отвечают требованиям законности и обоснованности.
Заявитель считает, что невыполнение требований ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), п. 4, 5, 20, 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, влечет несоответствие постановления от 23.10.2014 N 8164 "О передаче на содержание и техническое обслуживание бесхозяйных инженерных сооружений (тепловые сети), расположенных на территории города Кургана" (далее - постановление от 23.10.2014 N 8164) требованиям правовых актов, указанных в ст. 3 Гражданского кодекса, содержащих нормы гражданского права.
Заявитель также отмечает в кассационной жалобе, что затраты на содержание и обслуживание тепловых сетей, указанных в спорном постановлении от 23.10.2014 N 8164, не могут быть включены в тарифы на следующий период регулирования, поскольку отсутствие государственной регистрации права муниципальной, федеральной и государственной собственности на спорные тепловые сети само по себе не может придавать им статус бесхозяйного имущества.
Кроме того, вывод судов о том, что администрация, не осуществляя постановку спорных тепловых сетей в качестве бесхозяйных в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не нарушала процедуру выявления и определения их в качестве бесхозяйных, по мнению заявителя, нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений ст. 225 Гражданского кодекса, которые в соответствии с п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выработаны Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в том числе, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, а также сложившейся на основании этого правоприменительной практики.
Как отмечает заявитель жалобы, исходя из норм гражданского законодательства, действующих в сфере оборота бесхозяйного имущества, следует, что статус недвижимой вещи как бесхозяйной определяется исключительно наличием соответствующей записи в едином государственном реестре права (далее - ЕГРП).
Отзыва на кассационную жалобу администрацией не представлено.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Курганская генерирующая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2006 за основным государственным регистрационным номером 1064501172416 и осуществляет деятельность по производству и передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).
Администрацией принято постановление от 23.10.2014 N 8164, согласно которому общество "Курганская генерирующая компания" определено в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных инженерных сооружений: тепловая сеть протяженностью 206 п. м от теплового пункта N 133 до многоквартирного дома N 4А в 5 микрорайоне; тепловая сеть протяженностью 105 п. м от многоквартирного дома N 90 до многоквартирного дома N 94 по ул. Красина; тепловая сеть протяженностью 116 п. м от многоквартирного дома N 1 до многоквартирного дома N 5 по ул. 9 Мая; тепловая трасса протяженностью 10 п. м до здания N 137 по ул. Пушкина; тепловая трасса протяженностью 19 п. м до многоквартирного дома N 8 по ул. Зайцева; тепловая трасса протяженностью 285,7 м от многоквартирного дома N 18 а по ул. Дзержинского до теплового пункта N 81.
Посчитав постановление от 23.10.2014 N 8164 незаконным общество "Курганская генерирующая компания" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных обществом "Курганская генерирующая компания" требований, придя к выводу о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания, исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Исходя из смысла вышесказанных норм права, следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
Как установлено судами и усматривается из материалов дела (договоры теплоснабжения, схемы балансовой принадлежности сетей), указанные в постановлении от 23.10.2014 N 8164 тепловые сети непосредственно соединены с тепловыми сетями общества "Курганская генерирующая компания", посредством которых названное общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии к жилым домам N 4А в 5 микрорайоне, N 94 по ул. Красина, N 5 по ул. 9 Мая, N 8 по ул. Зайцева, N 18А по ул. Дзержинского, а также N 137 по ул. Пушкина в г. Кургане.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, из которых следует, что рассматриваемые тепловые сети не числятся в реестре муниципального имущества г. Кургана, в реестре государственного имущества Курганской области и в реестре федерального имущества, а также в отношении принадлежности этого имущества отсутствуют сведения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, суды пришли к выводу, что названные тепловые сети соответствуют приведенному в законе понятию бесхозяйной вещи.
Данный вывод судов переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Кроме того, судами верно отмечено, что исходя из буквального толкования ст. 225 Гражданского кодекса, постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
Отсутствие необходимости предварительной постановки указанного недвижимого имущества на учет органом государственной регистрации в качестве бесхозяйной недвижимой вещи для определения органом местного самоуправления теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей следует также из положений ч. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, устанавливающих начало истечения тридцатидневного срока на определение обслуживающей теплосетевой организации не с момента постановки бесхозяйных тепловых сетей на учет соответствующим регистрирующим органом, а с момента выявления таких сетей.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого постановления администрации незаконным, отсутствует, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом "Курганская генерирующая компания" требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.03.2015 по делу N А34-8203/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.