Екатеринбург |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А60-5891/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Вектор" (ИНН: 7814312040, ОГРН: 1057810000610; далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2015 по делу N А60-5891/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Малмыгин А.С. (доверенность от 10.09.2014);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Слободенюк А.В. (доверенность от 16.03.2015 N 07-02).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.11.2014 N 10413.
Решением суда от 16.04.2015 (судья Калашник С.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 20 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения инспекции от 11.11.2014 N 10413 о доначислении земельного налога в сумме 806 559 руб., принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы, ссылаясь на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что допускается определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости; вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке; решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12705/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603013:0048, площадью 12111 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, местоположение установлено относительно ориентира: комплекс сооружений, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 49, в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 25 227 000 руб.; решением от 30.08.2013 N 66/13-151641 обществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости в связи с тем, что 29.03.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 (п. 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618); решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36877/2013 от 10.12.2013 решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" (далее - учреждение) от 30.08.2013 N 66/13-151641 было признано незаконным, суд первой инстанции обязал учреждение устранить допущенные нарушения прав путем внесения изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603013:0048 в государственный кадастр недвижимости на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12705/2013 в размере 25 227 000 руб. по состоянию на 01.01.2010; на основании указанного решения Арбитражным судом Свердловской области выдан исполнительный лист от 02.12.2014 на принудительное исполнение указанного решения.
Общество, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, полагает, что правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка на ту дату, которая установлена в судебном акте.
Общество считает, что при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603013:0048 подлежала применению кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12705/2013; налоговым органом неправомерно доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 806 559 руб.
Заявитель жалобы указывает на позицию Минфина Российской Федерации, изложенную в письмах от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89, от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112, которая подтверждает право налогоплательщика применить условия, улучшающие его положение, произвести перерасчет налога за предыдущие периоды; определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-0 установлено, что изменения в кадастровой стоимости должны нести с собой и изменения налоговой базы по земельному налогу; исправление в государственном кадастре недвижимости технических ошибок и ошибок, обусловленных несоответствием сведений кадастра их документальным основаниям (ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2013 год инспекцией составлен акт от 19.09.2014 N 4511 и принято решение от 11.11.2014 N 10413 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 20 коп., о доначислении земельного налога за 2013 год в сумме 806 559 руб., о начислении пени в сумме 12 754 руб. 12 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 30.12.2014 N 1810/14 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит применению при исчислении земельного налога за 2013 год только с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12705/2013, то есть с 01.07.2013.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, признав незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности за неуплату налога. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 г. подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, до даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12705/2013.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 396 Кодекса).
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, при исчислении обществом земельного налога за 2013 г. в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603013:48 до момента вступления в силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу N А60-12705/2013 подлежит применению кадастровая стоимость в размере 142 972 898 руб., определенная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, а не указанным решением суда.
В связи с тем, что в установленные сроки земельный налог налогоплательщиком за 2013 г. не уплачен, ему обоснованно начислены пени за его несвоевременную уплату.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2015 по делу N А60-5891/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.