Екатеринбург |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А50-21069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 делу N А50-21069/2014 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От представителей Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство), открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - общество, заявитель) поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без их участия. Заявленные ходатайства рассмотрены судом кассационной инстанции и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) в государственной регистрации, изложенного в письме от 10.07.2014 N 01/208/2014-964; обязании провести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 17.03.2014 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.08.2011 N 49.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Росимущества, министерство.
Решением суда от 20.02.2015 (судья Вшивкова О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Макаров Т.В.) решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление Росимущества просит указанное судебное постановление суда апелляционной инстанции от 26.05.2015 отменить, решение суда первой инстанции от 20.02.2015 оставить в силе, ссылаясь на то, что земельный участок, являющийся предметом договора аренды, сформирован из лесных участков, поставленных на государственный кадастровый учет до введения в действий Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ). Таким образом, по мнению заявителя, положения ст. 4.1 названного Закона не подлежат применению к спорным правоотношениям. Управление Росимущества, считает, что передаваемый обществу земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет на основании положений п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), так как он образован из земельного участка с кадастровым номером 59:02:0000000:4, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Кроме того, заявитель указывает на то, что министерство превысило свои полномочия при заключении договора аренды от 29.08.2011 N 49, так как предоставило обществу земельный участок, границы которого не согласованы компетентным органом - управлением Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, считает его законным и обоснованным.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между Агентством по природопользованию Пермского края и обществом 29.04.2011 заключен договор аренды земельного участка N 49, в соответствии с условиями которого обществу передан в аренду лесной участок площадью 0,22 га расположенный в Пермском крае, Яйвинском участковом лесничестве, квартале 67 (часть выедал 9), N 62 (часть выедал 21), номер учетной записи в государственном лесном реестре 1523-2011-04, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на срок с 01.04.2011 по 31.03.2014. Данный договор 11.08.2011 зарегистрирован в установленном законом порядке (запись об аренде N 59-59-04/018/2011-103).
Сторонами указанного договора 17.03.2014 (с участием на стороне арендодателя министерства) подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного (лесного) участка от 29.04.2011 N 49, согласно которому срок действия данного договора продлен до 31.03.2016.
Общество 27.05.2014 обратилось в управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации дополнительного соглашения от 17.03.2014 N 1 к договору аренды лесного участка от 29.04.2011 N 49.
Письмом от 10.07.2014 N 01/208/2014-964 управление Росреестра отказало обществу в государственной регистрации указанного дополнительного соглашения на основании абз. 10, 12 п. 1, п. 1.2 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ, так как лесной участок, являющийся предметом договора аренды, не поставлен на кадастровый учет; уполномоченным органом не принято решение о формировании данного участка.
Полагая, что данный отказ противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку лесной участок площадью 0,22 га, переданный обществу в аренду по договору от29.08.2011 N 49, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 59:02:0000000:4, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ, и при передаче спорного участка в аренду он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 4.1 названного Закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 данного Кодекса.
Статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного Федерального закона N 201-ФЗ определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Позиция, сформулированная в абз. 6 п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу специального правила ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ не требуется.
Наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре). Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
Как подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 29.04.2011 N 49, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 1523-2011-04, что следует из пункта 2 договора аренды. Кроме того к договору приложены план-схемы расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования.
Кроме того, как следует из дополнительного соглашения N 1 к договору от 29.04.2011 N 49, площадь переданного в аренду лесного участка, кварталы и части выделов остались неизменной, в их местоположении были изменены наименования участковых лесничеств. При этом регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 1523-2011-04 была проведена в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого решения действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ.
Таки образом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что у управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в регистрации спорного дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков и удовлетворил заявленные обществом требования.
На основании вышеизложенного подлежат отклонению доводы кассационной жалобы, о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ, а также о том, что арендуемый обществом земельный участок не сформирован уполномоченным на то органом.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 делу N А50-21069/2014 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.