Екатеринбург |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А71-6486/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Матанцева И.В., Шершон Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ижевска Удмуртской Республики на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2015 по делу N А71-6486/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по тому же делу по заявлению конкурсного управляющего Авилова Владимира Ивановича к Администрации города Ижевска с участием в качестве заинтересованного лица - Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики об обязании Администрации города Ижевска принять в собственность имущество должника, рассмотренному в рамках дела о признании открытого акционерного общества "Ижевский машиностроительный завод" (далее - общество "Ижевский машиностроительный завод", должник) несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы - Давидов А.О. (доверенность от 05.12.2014).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2012 общество "Ижевский машиностроительный завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство. Определением суда от 23.11.2012 конкурсным управляющим утвержден Авилов В.И.
Конкурсный управляющий Авилов В.И. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением, в котором просит обязать Администрацию города Ижевска принять в муниципальную собственность объект культурного наследия регионального значения - Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный на территории завода.
Определением суда от 24.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики (в настоящее время - Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики).
Определением суда от 24.04.2015 (судья Ломаева Е.И.) заявление конкурсного управляющего удовлетворено; суд обязал Администрацию города Ижевска принять имущество должника - Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: г. Ижевск, пр. Дерябина, 2.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 (судьи Полякова М.А., Нилогова Т.С., Романов В.А.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города Ижевска просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, судами не учтено, что согласно нормам ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) полномочия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации; в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.02.2012 N 65 "О Министерстве культуры, печати и информации Удмуртской Республики" управление охраной и сохранением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения является одной из основных функций Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики, кроме того, ранее Федеральное государственное унитарное предприятие "Ижевский машиностроительный завод" в целом как имущественный комплекс являлось государственной собственностью, которое в последующем в процессе приватизации было преобразовано в открытое акционерное общество, следовательно, в общество вошло государственное имущество, в том числе и Монумент Славы, в связи с чем у судов не имелось правовых оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности принять в муниципальную собственность памятник регионального значения. Заявитель также ссылается на то, что в силу норм ст. 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) передаче в муниципальную собственность подлежат только социально значимые объекты, к которым памятник регионального значения - Монумент Славы не относится, кроме того, памятник расположен на земельном участке, не являющемся муниципальной собственностью, расположен на охраняемой закрытой территории завода, в связи с чем открытого доступа к памятнику не имеется, в связи с чем Администрация города Ижевска не сможет исполнить судебные акты в связи с отсутствием полномочий по обеспечению доступа к объекту культурного наследия; считает, что оснований для применения по аналогии норм ст. 132 Закона о банкротстве не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий Авилов В.И. просит определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая выводы судов правильными, ссылаясь на то, что суды обоснованно исходили из положений ст. 132 Закона о банкротстве, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то, что в п. 5 данной статьи не определена дальнейшая судьба объектов культурного наследия, при не реализации на торгах, это имущество не может оставаться бесхозным в случае ликвидации собственника данного имущества и по аналогии эти объекты можно отнести к социально значимым объектам, которые обязан принять орган местного самоуправления; указывает на то, что между должником и Администрацией города Ижевска уже подписан акт приема-передачи имущества в собственность Муниципальному образованию "город Ижевск".
Как следует из материалов дела и установлено судами, Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный на территории Ижевского машиностроительного завода по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2, по состоянию на 01.07.1992 входил в перечень объектов заданий и сооружений отдела 006 ГЗ "Ижмаш", соответственно, был включен в состав конкурсной массы должника.
Согласно Перечню объектов культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных на территории города Ижевска, Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны (авторы В.И. Лоскутов, Б.М. Балицкий, Л.В. Аллилуев, 1970 г.) отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Решением комитета кредиторов должника 04.08.2014 утверждены Предложения о продаже на открытых торгах имущества должника - Монумента Славы, в п. 5.7 которых указано, что в случае, если повторные торги в форме конкурса по продаже имущества должника признаны несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество должника подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Торги, назначенные на 26.09.2014, а также повторные торги, назначенные на 07.11.2014, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
Конкурсным управляющим в адрес Администрации города Ижевска неоднократно направлялись письма с просьбой о принятии указанного имущества (письма от 15.04.2013 N ИМ-01/09, от 09.06.2014 N Иж/15, от 17.11.2014 N ШИ-01/56).
Письмами от 31.07.2013 N 01-18-2333, от 05.08.2014 N 4186/01-27ДО Администрация города Ижевска отказалась принять объект в муниципальную собственность, поскольку памятник расположен на территории завода, и указала на то, что не возражает принять объект в муниципальную собственность при условии переноса объекта за счет средств должника на общегородскую территорию.
Управление имущественных отношений Администрации города Ижевска письмом от 19.12.2014 N 01-19/3260 сообщило конкурсному управляющему о том, что основания для включения объекта культурного наследия в муниципальную собственность отсутствуют, так как Монумент Славы расположен на земельном участке, не являющемся муниципальной собственностью.
Ссылаясь на то, что Администрация города Ижевска отказывается принять имущество должника (Монумент Славы), не проданное на торгах, конкурсный управляющий Авилов В.И. обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит на основании ст. 132 Закона о банкротстве обязать Администрацию города Ижевска принять в муниципальную собственность Монумент Славы.
Администрация города Ижевска, возражая против заявленных требований, ссылается на то, что в перечень объектов, указанных в ст. 132 Закона о банкротстве, которые обязан принять орган местного самоуправления объекты культурного наследия, к которым относится Монумент Славы, не входят; Монумент Славы расположен на охраняемой закрытой территории завода, на земельном участке, не относящимся к муниципальным землям; полномочиями по сохранению памятников регионального значения наделено Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.02.2012 N 65 "О Министерстве культуры, печати и информации Удмуртской Республики"; к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Поскольку в отношении должника конкурсное производство введено решением суда от 13.04.2012, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 132 Закона о банкротстве в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве).
Статьей 132 Закона о банкротстве определен перечень имущества должника, не включаемого в конкурсную массу.
К иному имуществу, которое не включается в конкурсную массу должника, в силу п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве относятся социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса. Данные объекты продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве.
Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в п. 5 названной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве).
Согласно ст. 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях названного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Суды, проведя анализ положений ст. 132 Закона о банкротстве, пришли к выводу о том, что, несмотря на то, что законодателем отдельно в п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве не обозначены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации применительно к их дальнейшей судьбе в случае их не реализации в порядке, установленном п. 4 названной статьи, это имущество, которое согласно ст. 1 Закона об объектах культурного наследия признается особым видом недвижимого имущества, не может оставаться бесхозным в случае ликвидации собственника этого имущества.
В связи с чем в рамках определения дальнейшей судьбы объекта культурного наследия суды по аналогии отнесли его к социально значимым объектам, в отношении которых применяются нормы п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве.
Поскольку социально значимый объект - Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, на повторных торгах не реализован, и Администрацией города Ижевска в ответ на предложение конкурсного управляющего принять объект какие-либо действия по приему-передаче объекта не приняты, суды, руководствуясь п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего и обязали Администрацию города Ижевска принять объект в муниципальную собственность.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Монумент Славы расположен на территории завода, о том, что полномочиями по сохранению памятников регионального значения наделено Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики, не принимаются, поскольку обязанность принять социально значимый объект в муниципальную собственность в случае не реализации его на торгах при продаже имущества должника правомерно возложена судом на органы местного самоуправления в силу закона - ст. 132 Закона о банкротстве. При этом в силу п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, не проданных на повторных торгах, в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2015 по делу N А71-6486/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ижевска Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н.Лиходумова |
Судьи |
И.В.Матанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.