Екатеринбург |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А71-15426/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Василенко С.Н., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-жилье" (далее - общество "Уралоптторг-жилье", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.04.2015 по делу N А71-15426/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Уралоптторг-жилье" - Желудова А.Г. (доверенность от 02.03.2015).
Общество "Уралоптторг-жилье обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - управление, заинтересованное лицо) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.12.2014 N 019/035/186-2014 (далее - решение управления).
Решением суда от 14.04.2015 (судья Коковихина Т.С.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение управления в части доначисления страховых взносов на сумму стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, соответствующих сумм пеней и штрафа признано недействительным. Управление обязано устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уралоптторг-жилье" просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, направить дело в суд первой инстанции в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель жалобы указывает, что в проверяемом периоде общество "Уралоптторг-жилье" фактически осуществляло строительную деятельность, следовательно, правомерно применило пониженные страховые тарифы, установленные п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Общество "Уралоптторг-жилье" полагает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела не дана надлежащая оценка доводам заявителя; а также дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты в обжалуемой части - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки страхователя по вопросам исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 составлен акт от 11.11.2014 N 019/035/186-2014 и вынесено решение управления, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 672 320 руб. 56 коп., обществу "Уралоптторг-жилье" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 3 361 602 руб. 81 руб., пени в сумме 828 848 руб. 96 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы управления о том, что заявителем неправомерно занижена база для начисления страховых взносов в результате не включения в объект обложения стоимости приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение своих работников; о том, что заявитель необоснованно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Посчитав, что указанное решение учреждения является незаконным, нарушают его права и законные интересы, общество "Уралоптторг-жилье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что спорные выплаты (стоимость приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение своих работников) являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из отсутствия у общества "Уралоптторг-жилье" права на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного ч. 3.2, 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Данные выводы судов основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст.58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в ст. 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Согласно подп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются, в частности управление недвижимым имуществом.
Постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 N 454-ст принят и введен в действие ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) Общероссийской классификатор видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1).
В соответствии с указанным постановлением Госстандарта России группировка 70.32 "управление недвижимым имуществом" включает "управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
При этом для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Постановлением от 27.09.2003 N 170 Госстроя Российской Федерации общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, управляющая организация - организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности, надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1 "управление эксплуатацией жилого фонда".
Из материалов дела следует, что за периоды 2011-2013 гг. общество "Уралоптторг-жилье" представляло расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР, в которых указан вид деятельности с кодом 70.32.1 согласно ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1).
В ходе плановой выездной проверки заинтересованным лицом установлено несоответствие основного вида экономической деятельности общества "Уралоптторг-жилье" заявленному коду по ОКВЭД 70.32.1 "управление эксплуатацией жилого фонда".
Так представленные договоры подряда, заключенные заявителем с управляющими организациями на оказание услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, подтверждают, что общество "Уралоптторг-жилье" выступает подрядчиком у данных управляющих организаций и получает доходы по данным договорам подряда, не связанные с осуществлением вида деятельности "управление эксплуатацией жилого фонда".
Характер заключенных обществом "Уралоптторг-жилье" договоров подряда с управляющими организациями свидетельствует о том, что названное общество, выполняя условия договоров, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по благоустройству и текущему содержанию многоквартирных, в том числе обязательства по содержанию, обеспечению сохранности, обслуживанию, эксплуатации, улучшению состояния конструктивных элементов и внешнего облика зданий многоквартирных домов, либо выступает в качестве подрядчика и принимает на себя обязательства по текущему ремонту объектов, по капитальному ремонту домов.
В данных договорах отсутствует информация о передаче обществу "Уралоптторг-жилье" правомочий по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, обществом "Уралоптторг-жилье" не представлено договоров управления многоквартирными домами, заключенных между данным обществом и собственниками жилых помещений.
Оценив доказательства, представленные обществом "Уралоптторг-жилье" и управлением в материалы дела, доводы и возражения сторон согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие доказательств осуществления обществом "Уралоптторг-жилье" в спорном периоде деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами и того, что 70 процентов всех доходов названного общества составляют доходы от реализации услуг по управлению недвижимым имуществом, признали, что общество "Уралоптторг-жилье" не ведет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а фактически оказывает услуги по текущему содержанию и капитальному ремонту в многоквартирных жилых домах по договорам подряда с управляющими организациями.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о том, что, являясь коммерческой организацией, общество "Уралоптторг-жилье" оказывает услуги по договорам подряда для целей извлечения прибыли от предпринимательской деятельности и не ведет деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем у заявителя право на применение пониженного тарифа отсутствует. Суды сочли правомерным решение управления в обжалуемой части и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "Уралоптторг-жилье" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.04.2015 по делу N А71-15426/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-жилье" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-жилье" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку - ордеру от 29.07.2015.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.