Екатеринбург |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А07-3747/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Новиковой О. Н.,
судей Сердитовой Е. Н., Матанцева И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу N А07-3747/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения Вадюхина Р.Р. (доверенность от 26.01.2015 N 5).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТСК-7" (далее - общество "ТСК-7") о взыскании неустойки в размере 672 296 руб. 63 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 (судья Архиереев Н.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "ТСК-7" в пользу учреждения взысканы пени в размере 73 550 руб. 40 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Требования общества "ТСК-7" о взыскании судебных расходов удовлетворены. С учреждения в пользу общества "ТСК-7" взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. В результате зачета удовлетворенных требований с общества "ТСК-7" в пользу учреждения взысканы денежные средства в размере 53 550 руб. 40 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции от 27.04.2015 в части распределения расходов на оплату услуг представителя изменено; с учреждения в пользу общества "ТСК-7" взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 17 812 руб.; в остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда первой инстанции от 27.04.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.07.2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель считает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, подлежит применению неустойка, предусмотренная Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ). При этом заявитель указывает, что неустойка предусмотренная Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, устанавливается специальным нормативным правовым актом - Правилами определения размера штрафа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Таким образом, заявитель полагает, что сама неустойка, размер штрафных санкций и порядок их определения может определяться лишь на основании закона. Кроме того, ссылаясь на положения ч. 7 ст. 34 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заявитель обращает внимание, что размер пени не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. 6 - 8 Правил. При этом учреждение указывает, что ч. 7 ст. 34 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не содержит фиксированной ставки пени, а установленный Правилами порядок ее определения зависит от ряда переменных показателей (итоговая цена контракта, количество дней просрочки, объем неисполненного обязательства, коэффициент, учитываемый при расчете размера ставки), которые не могут быть известны на момент размещения проекта контракта. Учреждение считает, что выводы судов о том, что в спорном контракте отсутствует ссылка на применимость к спорным правоотношениям, а именно к порядку исчисления неустойки по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, ошибочны. Между тем заявитель полагает, что судами не принято во внимание, что контракт был заключен по результатам электронного аукциона в период действия Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; пунктом 10.1 которого предусмотрено, что стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть в соответствии с вышеуказанным Законом. С учетом вышеизложенного, заявитель считает, что п. 10.3 спорного контракта необходимо признать ничтожным, так как истцом-заказчиком в нарушении Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ было установлено фиксированное значение ставки пени, и взыскать пени в соответствии с Правилами. Заявитель обращает внимание, что судами была уменьшена законная неустойка с 672 296 руб. 63 коп. до 73 550 руб. 40 коп. за счет того, что расчет неустойки произведен не в соответствии с установленным законом порядке, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку заявителем кассационной жалобы решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций обжалуется только в части начисления неустойки, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных актов с учетом доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 23.07.2014 N 0301100022114000169 (44), между учреждением (заказчик) и обществом "ТСК-7" (подрядчик) 18.08.2014 заключен контракт N 261 на выполнение работ по капитальному ремонту 5 этажа учебного корпуса N 5 по адресу: г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2.
Цена контракта составляет 4 179 000 руб., является неизменной на весь период действия договора (п. 2.1, 2.2 договора).
Согласно п. 3.1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в договоре.
В соответствии с п. 5.1 контракта подрядчик выполняет работы, предусмотренные контрактом и аукционной документацией, в течение 40 рабочих дней после его заключения, то есть в течение 8 недель, до 14.10.2014.
В силу п. 8.2 контракта заказчик, получивший сообщение от подрядчика о готовности к сдаче объема выполненных работ, обязан приступить к их приемке с участием подрядчика, а в случае участия в выполнении подрядных работ третьей стороной, с участием и субподрядчика.
Согласно п. 8.3 контракта сдача выполненных работ подрядчиком и их приемка заказчиком оформляются соответствующим актом приемки работ, подписанными уполномоченными лицами обеих сторон. По итогам приемки выполненных работ составляется акт, подписываемый приемочной комиссией.
Пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что в случае просрочки подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой пени составляет 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Подрядчик освобождается от уплаты пеней, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Сторонами подписан акт о приемке выполненных работ формы КС-2 от 19.12.2014 N 1 на сумму 4 179 000 руб. и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.12.2014 N 1.
В связи с нарушением срока выполнения работ истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 26.12.2014 N 5/4159 с требованием об уплате неустойки.
Поскольку требование об уплате неустойки в добровольном порядке ответчиком не было исполнено, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 672 296 руб. 63 коп. неустойки за нарушение сроков выполнения работ за период с 15.10.2014 по 18.12.2014 по государственному контракту от 18.08.2014 N 261.
Удовлетворяя частично исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
На основании п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истцом доказан факт нарушения ответчиком сроков выполнения работ, предусмотренных в контракте.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что в случае просрочки подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой пени составляет 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Подрядчик освобождается от уплаты пеней, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
При этом истец ссылается на то, что п. 10.3 государственного контракта противоречит требованиям п. 7 ст. 34 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Принимая во внимание, что указанная часть закона предусматривает минимальный размер неустойки, применяемой при заключении государственных контрактов, суды пришли к выводу о том, что подлежит применению неустойка, предусмотренная п. 10.3. государственного контракта.
Рассчитав размер неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств за период с 15.10.2014 по 18.12.2014, суды верно указали, что размер неустойки на основании п. 10.3 контракта составляет 73 550 руб. 40 коп.
При этом судами установлено, что государственный контракт от 18.08.2014 N 261 не устанавливает размер пени в порядке, определенном Постановлением N 1063.
В соответствии с п. 6 Правил N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Установив, что материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком срока выполнения работ, установленного контрактом, признав правомерным начисление неустойки за нарушение срока выполнения работ за период с 15.10.2014 по 18.12.2014 в порядке, предусмотренном п. 10.3 контракта; условие государственного контракта в части определения размера неустойки не противоречит требованиям ч.7 ст. 34 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п.п. 1, 6 Правил N 1063, суды пришли к верному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя подлежат отклонению судом кассационной инстанции, так как основаны на неверном толковании норм права. Данные доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 09.07.2015 отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А07-3747/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Новикова |
Судьи |
Е.Н. Сердитова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.