Екатеринбург |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Смирнова А.Ю., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края (далее - Администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А50П-187/2015 Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство Администрации о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы проведено в отсутствие представителя Администрации.
Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" (далее - общество "Пассажирские перевозки") обратилось в Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре с иском к Администрации о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой субсидий на возмещение убытков в размере 56 798 руб., возникших в связи с перевозками пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршруте N 221 "Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву".
Решением арбитражного суда от 27.05.2015 (судья Попова И.Д.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены, с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу общества "Пассажирские перевозки" взыскана задолженность по возмещению убытков в размере 56 798 руб. (с учетом определения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 об исправлении описки (опечатки, арифметической ошибки)).
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, необоснованно сослался на ст. 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", поскольку к возмещению подлежали затраты общества на осуществление пассажирских перевозок, а не компенсация неполученной от потребителей платы. На 31 декабря 2014 года бюджетные обязательства по возмещению недополученных доходов по субсидируемым автобусным маршрутам были исполнены в полном объеме, а так как общество "Пассажирские перевозки" нарушило сроки предоставления отчетных документов, то у Администрации не было возможности возместить недополученный доход.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Пассажирские перевозки" просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 16.05.2013 N 376-01-06 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий за счет средств бюджета Кудымкарского муниципального района хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок (далее - Положение).
Разделом 4 Положения установлены условия и порядок предоставления субсидий.
Субсидии предоставляются уполномоченным органом получателям субсидий - перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок, на безвозмездной и безвозвратной основах в целях возмещения недополученных доходов (убытков) (п. 4.1. Положения).
Условием предоставления субсидии является:
- отсутствие или недостаточный объем коммерческих перевозок на маршруте;
- низкая интенсивность пассажиропотока на маршруте;
- уровень утвержденного предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярного сообщения ниже экономически обоснованных расходов за 1 километр пути на маршруте;
- ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и доходов транспортной организацией - получателем субсидий;
- все документы бухгалтерской и статистической отчетности перевозчика заверяются руководителем и главным бухгалтером, скрепляются печатью (п. 4.2. Положения).
В соответствии с п. 4.3. Положения правом на получение субсидий обладают перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на районных автобусных маршрутах регулярных перевозок на основании соглашения, заключенного с Администрацией Кудымкарского муниципального района.
Пунктом 4.4. Положения установлено, что предоставление субсидии осуществляется при условии исполнения перевозчиком договорных обязательств (выполнение расписания движения), после проверки его документов, предоставленных уполномоченному органу для обоснования размера выпадающих доходов (убытков).
Для определения размера субсидии перевозчик ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет уполномоченному органу заявление о перечислении субсидии в произвольной форме, расчет по форме согласно приложению N 2 Положения с приложением подтверждающих бухгалтерских документов (п. 4.6.).
Согласно п. 4.7.2. Положения уполномоченный орган в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов бюджета района перечисляет субсидию на расчетный счет перевозчика.
Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 25.11.2013 N 982-01-06 утвержден Перечень субсидируемых автобусных маршрутов по Кудымкарскому муниципальному району на 2014 год.
Согласно указанному перечню в него вошел маршрут N 221 "Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву", протяженность маршрута 34 км.
Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района от 07.11.2013 N 897-01-06 утверждена муниципальная Программа "Развитие транспортной системы в Кудымкарском муниципальном районе на 2014-2018 годы", согласно которой на 2014 год запланировано финансирование возмещения затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок между поселениями в границах Кудымкарского муниципального района, в размере 1 000 000 руб.
По результатам отбора хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий за счет средств Кудымкарского муниципального района на возмещение недополученных доходов (убытков) от осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок, проведенного на основании постановления Администрации Кудымкарского муниципального района от 02.12.2013 N 1002-01-06, по лоту N 1 маршрут N 221 "Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву" отбор прошло общество "Пассажирские перевозки" (протокол от 20.12.2013 N 2).
Решением Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 23.12.2013 N 131 "О бюджете Кудымкарского муниципального района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов" утвержден перечень муниципальных программ Кудымкарского муниципального района, подлежащих финансированию в 2014 году, в который вошла муниципальная Программа "Развитие транспортной системы в Кудымкарском муниципальном районе на 2014-2018 годы". Объем финансирования возмещения затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок между поселениями в границах Кудымкарского муниципального района на 2014 год - 1 000 000 руб.
Между Администрацией и обществом "Пассажирские перевозки" (получатель) 09.01.2014 заключено Соглашение о предоставлении субсидий за счет средств бюджета Кудымкарского муниципального района хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах регулярных перевозок в 2014 году (далее - Соглашение).
Согласно п. 1.1. Соглашение заключено в целях предоставления получателю из бюджета Кудымкарского муниципального района субсидий на частичное возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозками пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 221"Кудымкар-Сергеево ч/з Кузьву".
Размер субсидий определяется в соответствии с п. 2. 1 Соглашения на основании документов Получателя субсидий, предоставляемых администрации ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. Перечень предоставляемых документов определен в п. 2.2 Соглашения: заявление о перечислении субсидии в произвольной форме; расчет субсидии на частичное возмещение затрат или недополученных доходов с приложением подтверждающих бухгалтерских документов.
При этом размер субсидии определяется как разность между фактически произведенными экономически обоснованными затратами на выполнение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, субсидируемым из бюджета района, и фактически полученными доходами от перевозки пассажиров по данным маршрутам.
Согласно п. 2.3. Администрация направляет документы получателя на проверку и согласование в Управление экономики администрации Кудымкарского муниципального района; в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов бюджета района перечисляет субсидию на расчетный счет получателя.
Срок действия Соглашения определен с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. Срок действия Соглашения заканчивается 31.12.2014 (п. 6.1. Соглашения).
Во исполнение условий соглашения общество "Пассажирские перевозки" в 2014 году осуществляло пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на районном маршруте регулярных перевозок.
В соответствии с названным Соглашением общество "Пассажирские перевозки" 30.12.2014 обратилось в Администрацию с письмом N 123, согласно которому просило возместить убытки по маршруту N 221 в виде субсидий за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года с приложением расчетов на общую сумму 56 798 руб.
Письмом от 31.12.2014 N 2730 Администрация, сославшись на п.п. 2.2., 2.3. Соглашения, указала на отсутствие возможности возмещения убытков по маршруту N 221 за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года в связи с тем, что лимиты бюджетных обязательств исчерпаны.
Обществом "Пассажирские перевозки" в адрес Администрации направлена претензия от 10.03.2015 с требованием о добровольной оплате задолженности в размере 56 798 руб. до 20.03.2015.
В ответе на указанную претензию от 17.03.2015 N 542 Администрация разъяснила обществу, что им нарушены условия Соглашения, а именно п. 2.2., документы на представление субсидий за сентябрь - ноябрь 2014 года представлены 31.12.2014, следовательно, отказ в предоставлении субсидий правомерен.
Ссылаясь на то, что Администрацией не исполнены договорные обязательства по выплате субсидий в целях компенсации расходов на перевозку пассажиров за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года в сумме 56 798 руб., общество "Пассажирские перевозки" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском о взыскании убытков в виде разницы между фактически понесенными расходами и размером выплаченных субсидий.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, обществом не доказана совокупность обстоятельств, подтверждающих наличие убытков в смысле ст. 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд установил, что получателем субсидий нарушены условия соглашения о сроках предоставления документов, подтверждающих размер субсидий, необходимых для возмещения затрат или неполученных доходов, на момент обращения общества с соответствующим заявлением бюджетные обязательства по возмещению затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по утвержденным маршрутам израсходованы в полном объеме. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией правомерно принято решение об отказе в предоставлении субсидий, рассчитанных за период сентябрь - ноябрь 2014 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение, поскольку муниципальным образованием надлежащим образом не исполнены принятые на себя обязательства, размер выплаченных субсидий не покрывает фактически понесенные истцом расходы в результате оказания им услуг по перевозке пассажиров в границах муниципального района.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В силу ст. 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.
С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать не только факт оказания им услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, но и наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за соответствующие услуги, факт неисполнения им должным образом обязанности по выплате субсидии, а также ее размер.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В силу ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым названным Кодексом.
Согласно абз. 5 ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором п. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что в 2014 году общество "Пассажирские перевозки" осуществило перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на районном маршруте регулярных перевозок в соответствии с соглашением от 09.01.2014 и Положением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе расчет субсидий на частичное возмещение затрат за сентябрь-ноябрь 2014 года, приняв во внимание, что данный расчет ответчиком при рассмотрении дела по существу не оспаривался, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания убытков. Поскольку размер выплаченных субсидий не покрывает фактически понесенные истцом расходы в результате оказания им услуг по перевозке пассажиров в границах муниципального района, Администрация обязана возместить убытки, образовавшиеся в результате разницы между экономически обоснованными затратами общества в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования и размером выплаченных субсидий.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что по состоянию на 31.12.2014 бюджетные обязательства исполнены в полном объеме, расходование денежных средств сверх установленных лимитов на выплату соответствующих субсидий не допускается действующим бюджетным законодательством, отклоняется судом кассационной инстанции.
Перевозчик, в силу ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из принятых на себя обязательств по договору, не имел права отказаться от исполнения обязательств по перевозке пассажиров. Общество является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на платной основе, на которое не возложено бремя расходов по реализации функций органа местного самоуправления. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности. Заключая соответствующие договоры, муниципальный орган должен был анализировать и прогнозировать вероятность наступления последствий, в том числе связанных с тем, что расходы перевозчика составят больший размер, чем предусмотрено в правовых актах и бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете Кудымкарского муниципального района. Недостаточность финансовых ресурсов у публичного образования не должна ущемлять право общества на возмещение затрат по перевозке пассажиров общественным транспортом.
Иные доводы Администрации, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм действующего процессуального законодательства (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А50П-187/2015 Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.