Екатеринбург |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А07-934/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Смирнова А.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Администрации городского округа г. Уфа (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А07-934/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители:
администрации и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа (далее - Управление) - Газизова М.Б. (доверенности от 27.08.2015, 29.07.2015);
общества с ограниченной ответственностью Башкирское специальное конструкторское бюро "Нефтехимавтоматика" (далее - общество) - Кабиров А.У. (доверенность от 01.06.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, д. 149, выраженного в письме от 25.12.2014 N 29404 и обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.
Решением суда от 06.04.2015 (судья Архиереев Н.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывают, что судом не учтен факт наличия на спорном земельном участке иных объектов недвижимости, на которые обществом не представлены свидетельства о государственной регистрации права. Поскольку часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность является законным и обоснованным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: строение: инженерно-лабораторный корпус, этажей - 4, общей площадью 5 421 кв. м, инвентарный номер 791, литеры А, А1, Б, Б1, В, В1, Д, расположенный по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, 149.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:29 площадью 3195 кв. м местонахождением: г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр-т Октября, 149, поставлен на кадастровый учет 14.05.2004. Разрешенное использование участка указано как: занимаемый инженерно-лабораторным корпусом. В кадастровый паспорт земельного участка так же внесены сведения об обременении земельного участка правом аренды в пользу общества.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 27.11.2004 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 в собственность, с приложением необходимых документов, установленных приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Письмом от 25.12.2014 N 29404 администрацией отказано в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, а также указано, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.
Полагая, что отказ администрации в приватизации земельного участка противоречит действующему законодательству и нарушает его права, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил того, что земельный участок находится в границах красных линий, а также входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Отменяя решение суда, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1, 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действующей на момент возникновения спорных отношений) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а также резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с названным Законом не подлежат, в частности, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Аналогичный запрет содержится в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "а" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Согласно ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Порядок принятия, утверждения и опубликования документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, установлен ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из нескольких последовательных этапов.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в ред. Решения от 18.12.2013 N 26/10) утвержден Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Как следует из данного нормативного акта земельный участок с кадастровым номером 02:55:020215:29 в перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель отсутствует.
Установив, что доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, утверждена документация территориального планирования, в соответствии с которой планируемые (изменяемые, вновь образуемые) красные линии определены таким образом, что спорный участок полностью либо частично входит в состав земель общего пользования, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Администрации как не соответствующего п. 1, 6 ст. 36 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Довод о наличии иных объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке, на которые обществом не представлены свидетельства о государственной регистрации права, не может быть положен в основу отмены оспариваемого судебного акта, поскольку заявлен без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Иные доводы заявителей жалобы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда о незаконности отказа государственного органа.
В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела выписок из ЕГРП отказано, поскольку в силу ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Возможность переоценки выводов судов с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления апелляционной суда. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 делу N А07-934/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, утверждена документация территориального планирования, в соответствии с которой планируемые (изменяемые, вновь образуемые) красные линии определены таким образом, что спорный участок полностью либо частично входит в состав земель общего пользования, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Администрации как не соответствующего п. 1, 6 ст. 36 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Довод о наличии иных объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке, на которые обществом не представлены свидетельства о государственной регистрации права, не может быть положен в основу отмены оспариваемого судебного акта, поскольку заявлен без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2015 г. N Ф09-7594/15 по делу N А07-934/2015
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7594/15
20.01.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15922/15
09.11.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7594/15
02.07.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5436/15
06.04.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-934/15