Екатеринбург |
|
06 ноября 2015 г. |
Дело N А50-862/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Семеновой З. Г., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми (далее - администрация, истец) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А50-862/2015 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Поступившие в адрес Арбитражного суда Уральского округа ходатайство администрации о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации Кобяков И.Г. (доверенность от 22.01.2015).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик) о взыскании убытков в сумме 2 461 480 руб., возникших в связи с представлением военнослужащему жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 19а-75.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства по Пермскому краю; Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2015 (судья Торопицин С.В.) по делу N А50-862/2015 требования администрации удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования город Пермь в лице администрации взысканы убытки в сумме 2 461 480 рублей.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционной инстанции отменить. Заявитель полагает, что течение срока исковой давности должно определятся с момента предоставления квартиры первому военнослужащему после передачи квартиры в муниципальную собственность, то есть с момента нарушения права муниципального образования на распоряжение своим имуществом, свободным от прав других лиц. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции сделан неверный вывод о том, что муниципальное образование с момента передачи спорной квартиры в муниципальную собственность обладало сведениями о проживающих в квартире лицах, поскольку являлось собственником жилого помещения, либо могло получить в силу своего правового положения. Также заявитель не согласен с выводами суда о том, что администрация должна была знать, что в жилом помещение передаваемое в муниципальную собственность проживает военнослужащий Громов А.А., поскольку в карточках регистрации есть информация о том, что он является военнослужащим. По мнению заявителя, информация о том, что Громов А.А. является военнослужащим, была предоставлена администрацией только 10.01.2014.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 23.01.2008 N 49-р прекращено право оперативного управления Минобороны России в лице Пермской квартирно-эксплуатационной части района на относящееся к федеральной собственности имущество, в том числе квартиру N 75 в жилом доме N 19А по улице Чернышевского г. Перми.
В качестве оснований для передачи квартиры указано "освобождение организаций Минобороны России от несвойственных им функций". Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за муниципальным образованием 16.02.2010. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 24.10.2014 спорная квартира включена в состав муниципального специализированного жилищного фонда с отнесением к служебному жилому помещению.
Решением начальника управления жилищных отношений администрации от 07.11.2014 N 2079 квартира распределена военнослужащему Шуткову Р.М., с которым 28.11.2014 заключен договор найма служебного жилого помещения N 54. Стоимость предоставленной квартиры составила 2 460 000 руб., что подтверждается представленными в дело отчётом об оценке общества с ограниченной ответственностью "Авангард".
Истец указал, что предоставив жилое помещение военнослужащему Шуткову Р.М., у администрации возникли расходы в связи с исполнением муниципальным образованием обязанностей, относящихся, по мнению истца, к расходным обязательствам Российской Федерации. Также истец указывает на то, что в связи с выбытием из владения муниципального образования и передачи в социальный найм квартиры, бюджету Муниципального образования город Пермь были причинены убытки в размере 2 461 480 рублей (стоимость жилого помещения с учётом затрат на проведение экспертизы в размере 1 480 руб.). Пояснив, что рыночная стоимость квартиры - это те расходы, которые Муниципальное образование город Пермь понесет для восстановления утраченного имущества и ссылаясь, в том числе, и на ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что истцом доказан факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размера понесенных администрацией расходов, причинной связи между этими обстоятельствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами, однако отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска за пропуском срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Министерство и Управление Федерального казначейства по Пермскому краю заявили о пропуске срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что на момент передачи спорной квартиры в муниципальную собственность (с даты утверждения Территориальным управлением Росимущества по Пермскому краю передаточного акта, в соответствии с распоряжением от 23.01.2008 N 49-р, но не позднее 16.02.2010 - даты регистрации права собственности муниципального образования), она была обременена правом пользования военнослужащим и невозможностью впоследствии заселения в указанное жилое помещение иных лиц, кроме военнослужащих. Следовательно, муниципальное образование с момента передачи в 2010 году спорной квартиры в муниципальную собственность обладало сведениями о проживающих в квартире лицах, поскольку являлось собственником жилого помещения, либо могло получить такие сведения в силу своего правового положения.
Таким образом, истец обратился в суд с соответствующим иском 20.01.2015, то есть с пропуском исковой давности.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены постановления апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А50-862/2015 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
З.Г.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
...
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что на момент передачи спорной квартиры в муниципальную собственность (с даты утверждения Территориальным управлением Росимущества по Пермскому краю передаточного акта, в соответствии с распоряжением от 23.01.2008 N 49-р, но не позднее 16.02.2010 - даты регистрации права собственности муниципального образования), она была обременена правом пользования военнослужащим и невозможностью впоследствии заселения в указанное жилое помещение иных лиц, кроме военнослужащих. Следовательно, муниципальное образование с момента передачи в 2010 году спорной квартиры в муниципальную собственность обладало сведениями о проживающих в квартире лицах, поскольку являлось собственником жилого помещения, либо могло получить такие сведения в силу своего правового положения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2015 г. N Ф09-7634/15 по делу N А50-862/2015