Екатеринбург |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А47-12902/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Оренбургский государственный педагогический университет" (далее - учреждение, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу N А47-12902/2014 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Срыбный А.В. (доверенность от 15.09.2015 N 4).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.10.2014 N 08-26/16968 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного инспекцией.
Решением суда от 07.04.2015 (судья Александров А.А.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
По мнению учреждения, суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к правомерному выводу о том, что при исчислении учреждением земельного налога за 2013 год с учетом абз. 4 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Россицской Федерации (далее - Кодекс) подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 56:44:0231012:1 - с 16.06.2008 (г. Оренбург, ул. Советская, 19); 56:44:0225002:4 - с 18.11.2008 (г. Оренбург, пр. Гагарина, 1-3); 56:44:0231003:3 - с 06.03.2008 (г. Оренбург, ул. Пушкинская, 18); 56:44:0231009:1 - с 25.08.2008 (г. Оренбург, ул. Правды, 8); 56:44:0206001:5 - с 27.02.2003 (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, 17); 56:44:0226001:46 - с 02.09.2008 (г. Оренбург, пер. Форштадтский); 56:44:0244001:4 - с 20.03.2006 (г. Оренбург, ул. Озерная 2-я, 17А), установленная постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 1122-п), поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования, то есть с 27.12.2012.
Заявить жалобы указывает на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007 были утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - постановление N 414-п), поскольку постановление N 414-п утратило силу с 27.12.2012, согласно п. 3 и 5 постановления N 1122-п, в связи с чем оно не должно применяется налогоплательщиком для целей налогообложения в 2013 году, если устанавливает большую кадастровую стоимость земельного участка учреждения, чем в постановлении N 1122-п.
Учреждение считает неправомерной ссылку суда апелляционной инстанции на абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как постановление N 1122-п не относится к законодательству о налогах и сборах субъекта Российской Федерации, а также не вносит в него никаких изменений.
Учреждение указывает на то, что закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией или Уставом субъекта Российской Федерации, регулирующий отношения государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации, а согласно ст. 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. инспекцией составлен акт от 01.09.2014 N 08-31/40735 и вынесено решение от 20.10.2014 N 08-26/16968, которым учреждению доначислен земельный налог в сумме 3 120 821 руб. и начислены пени в сумме 161 968 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 26.11.2014 N 16-15/14278 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 20.10.2014 N 08-26/16968 нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования учреждения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная постановлением N 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении требования учреждения, исходя из того, что в проверяемом периоде (2013 год) для целей обложения земельным налогом подлежало применению постановление N 414-п.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 393 Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35, 55 (ч. 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 N 214.
Руководствуясь положениями ст. 5 Кодекса, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы апелляционного суда в части, касающейся действия постановления N 1122-п во времени.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Между тем постановление N 1122-п прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1122-п, в связи с чем апелляционный суд признал правомерным оспариваемое решение налогового органа и отказал в удовлетворении заявленного налогоплательщиком требования.
Пунктом 2 ст. 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В связи с тем, что в установленные сроки земельный налог налогоплательщиком за 2013 г. не уплачен, ему обоснованно начислены пени за его несвоевременную уплату.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу N А47-12902/2014 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный педагогический университет" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Оренбургский государственный педагогический университет" излишне уплаченную по платежному поручению от 06.08.2015 N 875070 при подаче кассационной жалобе государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.