Екатеринбург |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А07-20818/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Купреенкова В. А., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан (далее - Администрация); Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Чекмагушевскому району (далее - Комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2015 по делу N А07-20818/2014 и постановление Восемнадцатому арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью Ремонтно - строительная фирма "РИМАД" (далее - общество РСФ "РИМАД") поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество РСФ "РИМАД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском об урегулировании разногласий, возникших между истцом и Администрацией при заключении договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 02:51:080322:187, общей площадью 5683 кв.м._53 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Республика Башкортостан, Чекмагушевский район, с. Чекмагуш, Ленина 21 в, изложив п. 2.1. договора в следующей редакции: "Цена участка составляет 74342 (семьдесят четыре тысячи триста сорок два) руб., устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с учетом отказа истца от части исковых требований и уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2015 (судья Айбасов Р.М.) заявленные требования удовлетворены. Пункт 2.1 договора купли-продажи принят в редакции общества РСФ "РИМАД": "Цена участка составляет 74 342 (семьдесят четыре тысячи триста сорок два) руб. и устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, суды неверно определили момент надлежащего обращения заявителя с требованием о выкупе земельного участка, соответственно неправильно установили стоимость спорного земельного участка.
Заявитель указывает, что при первоначальном обращении заявление от 22.05.2012 не соответствовало требованиям абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявление о выкупе земельного участка в установленном законом порядке подано обществом РСФ "РИМАД" 16.09.2013, оснований для расчета стоимости земельного участка по состоянию до 01.07.2012 - срока, установленного для применения льготного порядка определения выкупной цены в соответствии с ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу общество РСФ "РИМАД" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество РСФ "РИМАД" является собственником административного здания с пристроем площадью 386,4 кв.м., здания столярного цеха площадью 537,6 кв.м., расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Чекмагушевский район, с.Чекмагуш, Ленина 21В, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 16.01.2006.
Общество РСФ "РИМАД" 24.08.2009 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположены, принадлежащие истцу объекты недвижимости.
После проведения работ по межеванию земельного участка, определения площади и границ земельного участка, занятого административным зданием с пристроем и зданием столярного цеха, общество РСФ "РИМАД" обратилось в Администрацию с заявлением от 22.05.2012 N 1511.
В заявлении общество РСФ "РИМАД" просило передать в собственность, путем заключения договора купли-продажи, земельный участок площадью 5683 кв.м., с кадастровым номером 0251:080322:187, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чекмагушевский район, с. Чекмагуш, ул. Ленина, 21В.
Сообщением от 30.07.2012 Администрация наряду с замечаниями относительно подтверждения размера испрашиваемого участка и документов о личности представителя, указала на необходимость подтверждения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Письмом N 1569 от 09.10.2013 Администрация отказала заявителю в переоформлении прав на земельный участок, мотивируя отказ отсутствием у общества РСФ "РИМАД" права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу N А07-19938/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан отказ Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность признан незаконным. Суд обязал ответчика направить в адрес общества РСФ "РИМАД" проект договора купли-продажи.
Во исполнение названного судебного акта, Администрацией был подготовлен и направлен в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, в п. 2.1 которого выкупная цена земельного участка определена в сумме 6 741 175 руб.
Общество РСФ "РИМАД" направило Администрации протокол разногласий к договору, в котором предложило определить выкупную цену земельного участка в размере 74 342 руб. При этом выкупная цена рассчитана исходя из 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на дату обращения с заявлением о выкупе земельного участка от 22.05.2012. В обоснование права на применение льготной цены общество РСФ "РИМАД" ссылалось на обстоятельства, установленные постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по делу А07-19938/2013, а именно, наличия права постоянного бессрочного пользования земельным участком и отчуждения принадлежащих обществу РСФ "РИМАД" объектов недвижимого имущества из государственной собственности.
Письмом от 11.09.2014 Администрация отказала обществу РСФ "РИМАД" в согласовании условий договора в редакции, предложенной покупателем.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества РСФ "РИМАД" с иском в арбитражный суд об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что стоимость земельного участка подлежит определению исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.06.2008 N 223, действующего на момент первоначального обращения с заявлением о выкупе спорного земельного участка, поданного до 01.07.2012.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 261-ФЗ, действующей на момент первоначального обращения с заявлением о выкупе).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли- продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться указанным Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при приобретении лицами, указанными в п. 1 названной статьи, поименованных там же земельных участков, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пункт 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявление о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 0251:080322:187 с приложением его кадастрового паспорта было подано истцом 22.05.2012, документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, предоставлены в полном объеме, следовательно, цена выкупаемого участка должна определяться на эту дату. Судами также установлено, что на спорном земельном участке расположены здания и сооружения производственного назначения, о чем указано в постановлении об утверждении схемы расположения земельного участка.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость участка подлежит определению исходя из удельного показателя, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.06.2008 N 223, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования. Исходя из этой кадастровой стоимости выкупная цена земельного участка определена в сумме 74 342 руб., что составляет 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на момент первоначального обращения общества РСФ "РИМАД" с заявлением о приобретении спорного земельного участка в собственность оно не соответствовало требованиям действующего законодательства, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Суды верно указали, что заявление от 22.05.2012 подано в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475. Принимая во внимание, что судебными актами по делу N А07-19938/2013 установлен факт наличия у общества РСФ "РИМАД" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 0251:080322:187 и права на его переоформление, суды пришли к выводу о наличии у истца права на применение льготного порядка определения выкупной цены.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2015 по делу
N А07-20818/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан и Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Чекмагушевскому району - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.