Екатеринбург |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А71-3333/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (ОГРН: 1027700272148, ИНН: 7704218694; далее - общество, заявитель) и Управления по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска (ОГРН: 1081831000030, ИНН: 1831126237; далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.06.2015 по делу N А71-3333/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными предписаний управления от 03.12.2014 N 1085-Д, N 1086-Д, N 1087-Д, N 1088-Д о демонтаже рекламных конструкций.
Решением суда от 19.06.2015 (судья Мосина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда изменено, его резолютивная часть изложена в новой редакции, в соответствии с которой заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными предписаний управления от 03.12.2014 N 1085-Д, N 1086-Д, N 1087-Д, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Общество отмечает, что, несмотря на то, что судами установлено и материалами дела подтверждено, что конструкция с коммерческим обозначением, размещенная по месту нахождения организации, не является рекламой, суд апелляционной инстанции признал конструкцию с буквами "МЕТРО" рекламной и предписание о демонтаже конструкции законным. Конструкция "МЕТРО едет к Вам" с изображением грузового автомобиля информирует о наличии услуги доставки, которая является сопутствующей услугой при приобретении товаров, реализуемых в торговом центре общества, так заявитель информирует своих клиентов о виде оказываемых услуг и не преследует целей, связанных с рекламой.
Общество также отмечает, что конструкция "Специальные предложения (каждые 2 недели)" не содержит рекламы конкретного товара, а информирует о периодичности акций, проходящих в торговом центре общества.
Заявитель жалобы ссылается по постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 12627/13 по делу N А40-93746/12, в котором, по его мнению, при схожих фактических обстоятельствах суд разъяснил, что щиты на территории автозаправочной станции, указывающие на правление заезда, выезда, движения к топливным колонкам, а также набор оказываемых сопутствующих услуг и способов их оплаты, правомерно признаны судами вывесками и указателями, содержащими информацию, обязательную в силу закона или допустимую, исходя из обычаев делового оборота.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в её удовлетворении. По его мнению, судом апелляционной инстанции сделаны правильные выводы, полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права в отношении предписания от 03.12.2014 N 1088-Д.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению управления, спорные конструкции являются рекламными, поскольку содержат зарегистрированный товарный знак "МЕТРО". Управление также указывает на то, что ранее обществом получены разрешения на установку спорных рекламных конструкций, срок действия которых истек.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Из материалов дела следует, что Управлением по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска на основании заявлений общества "МЕТРО Кэш энд Керри" выданы разрешения от 31.01.2013 N 3482, N 3483, N 3484, N 3486 на установку рекламных конструкций по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 6, восточная сторона проезжей части, срок действия указанных разрешений с 31.01.2013 по 16.03.2014.
В связи с истечением срока действия данных разрешений на установку рекламных конструкций управлением вынесены предписания от 03.12.2014:
N 1085-Д о демонтаже отдельно стоящей щитовой установки с информацией "METRO Добро пожаловать!" по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, около южного въезда на территорию автостоянки общества;
N 1086-Д о демонтаже отдельно стоящей щитовой установки с информацией "METRO Выезд" по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, около северного выезда с территории автостоянки общества;
N 1087-Д о демонтаже отдельно стоящей щитовой установки с информацией "METRO Спасибо за покупку!" по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, юго-западный угол здания общества;
N 1088-Д о демонтаже отдельно стоящей щитовой установки с информацией "METRO Метро едет к вам специальные предложения" по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, на газоне, около поворота к юго-западной части общества.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований и признавая оспариваемые предписания незаконными, пришел к выводу о том, что указанные в предписаниях информационные щиты содержат информирование о месте нахождения организации; направлены на создание хорошего настроения и формирование стандартов вежливости; указывают на набор оказываемых сопутствующих услуг на территории торгового центра; являются вывесками и указателями, содержащими информацию, обязательную в силу закона или допустимую исходя из обычаев делового оборота; целью размещения указанных информационных щитов является информирование потребителей о деятельности общества; сведений рекламного характера данные щиты не содержат.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда, заявленные требования удовлетворил в части признания незаконными предписаний управления от 03.12.2014 N 1085-Д, N 1086-Д, N 1087-Д, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал, обоснованно исходя из следующего.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований отмены постановления суда.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При рассмотрении судом дел о признании недействительными предписаний государственных органов в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона "О рекламе").
В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанции пришли к правомерному выводу о том, что информационные щиты "METRO Добро пожаловать!" с изображением стрелки направления, "METRO Выезд" с изображением стрелки направления, "METRO Спасибо за покупку!" направлены на создание хорошего настроения и формирование стандартов вежливости; обозначают направление движения на прилегающей к торговому центру территории; сведений рекламного характера данные щиты не содержат, следовательно, на такую информацию не распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 12627/13.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества в части признания незаконными предписаний управления от 03.12.2014 N 1085-Д, N 1086-Д, N 1087-Д.
Вместе с тем в отношении отдельно стоящей щитовой установки с информацией "METRO Метро едет к вам Специальные предложения", расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, на газоне, около поворота к юго-западной части общества, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания от 03.12.2014 N 1088-Д.
При рассмотрении материалов дела, в том числе документов, представленных обществом при получении разрешения на установку данной рекламной конструкции, акта от 27.11.2014 N 1088 с приложением фотоматериалов, а также представленных суду цветных копий данных фотоматериалов, суд апелляционной инстанции установил, что на спорной конструкции расположена надпись "METRO Метро едет к вам Специальные предложения" (каждые 2 недели).
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, общество, размещая на находящейся рядом с проезжей частью конструкции информацию "Метро едет к вам Специальные предложения" (под изображением товарного знака магазина "METRO" и информации о часах работы), призывает потенциальных покупателей и обращает их внимание на "Специальные предложения", имеющиеся в торговом центре "METRO", данная информация направлена на формирование у неограниченного круга лиц (потенциальных покупателей) мнения о возможных выгодных условиях в торговом центре "METRO", привлекает интерес покупателей к реализуемому в магазине товару по "специальным ценам" и способствует продвижению реализуемых обществом товаров.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что информация "METRO Метро едет к вам Специальные предложения", размещенная на отдельно стоящей щитовой установке, расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, на газоне, около поворота к юго-западной части общества, является рекламной, поскольку соответствует понятию "реклама", содержащемуся в ст. 3 Федерального закона "О рекламе".
Судом апелляционной инстанции также установлено и сторонами не оспаривается, что срок действия разрешения от 31.01.2013 N 3484 на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции истек 16.03.2014; действующее разрешение на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции у общества отсутствует.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания управления от 03.12.2014 N 1088-Д о демонтаже отдельно стоящей щитовой установки с информацией "METRO Метро едет к вам Специальные предложения", расположенной по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, д. 6, восточная сторона проезжей части, на газоне, около поворота к юго-западной части общества.
Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах общества и управления, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 по делу N А71-3333/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" и Управления по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 22.09.2015 N 12486.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.