Екатеринбург |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А60-39328/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ураллес 2010" (далее - общество "Ураллес 2010") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.06.2015 по делу N А60-39328/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Ураллес 2010" - Саитов Р.К. (доверенность от 20.11.2015), Житарина М.Ж. (доверенность от 01.12.2015), Заречнов В.А. (доверенность от 01.12.2015);
Екатеринбургской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Герасимова Я.Г. (доверенность от 12.01.2015 N 3), Добрых А.Л. (доверенность от 17.09.2015 N 62).
Общество "Ураллес 2010" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения таможни от 31.07.2014 N 10502000/400/310714/Т0031/01 об отмене применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении товаров: лесоматериалы круглые хвойных пород, сосна обыкновенная и лесоматериалы круглые - бревна из сосны обыкновенной "PIN US SYLVESTRIS L" с кодами 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС и 60 требований таможни от 13.08.2014 N 213-272 об уплате таможенных платежей.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ураллес" (далее - общество "Ураллес"), Управление Минпромторга России по Уральскому району (далее - управление), Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент).
Решением суда от 08.06.2015 (судья Киселев Ю.К.) производство по делу в части оспаривания решения таможни от 31.07.2014 N 10502000/310714/Т0031/01 в отношении таможенных деклараций N 10502150/250313/0000957, 10502150/270313/0001007 и 10509010/280113/0000289, а также в части оспаривания требований таможни от 13.08.2014 N 225, 244, 265 об уплате таможенных платежей прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в данной части от заявленных требований. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ураллес 2010" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на тот факт, что продекларированный по таможенной декларации товар под таможенную процедуру "экспорта" вывезен с территории таможенного союза в соответствии с квотой (количеством), установленной лицензиями управления, владельцем которой является общество "Ураллес 2010", в связи с чем нарушений норм действующего законодательства со стороны данного общества не имеется.
Заявитель указывает, что свое право на заготовку ели и сосны общество "Ураллес" (контрагент общества "Ураллес 2010") реализует путем заготовки сосны как на арендованном участке, так и путем заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с департаментом на основании п. 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ) и в соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 13.11.2010 N 87 "Об исключительном случае осуществления на территории Свердловской области заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений". Указанные основания, по мнению общества "Ураллес 2010", свидетельствуют о соблюдении им условий выдачи лицензий.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества "Ураллес 2010" - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, общество "Ураллес 2010" в период с 2010 по 2012 год заключило ряд внешнеторговых контрактов на поставку лесоматериалов, по которым в период с 01.01.2013 по 01.10.2013 вывезло с таможенной территории Таможенного союза в режиме "экспорт" лесоматериалы, которые продекларировало по 63 декларациям на товары.
После выпуска товара таможней проведена камеральная таможенная проверка на предмет соблюдения обществом "Ураллес 2010" запретов и ограничений по продекларированным товарам, правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей по проверяемым декларациям.
В ходе контрольных мероприятий таможней установлено, что по 3 декларациям нарушений запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" (далее - решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134), не выявлено; по 5 декларациям таможня пришла к выводу о неправомерности заявления обществом "Ураллес 2010" ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% вследствие не подтверждения происхождения лесопродукции, что, по мнению таможни, повлекло неуплату таможенной пошлины в сумме 1 262 295 руб. 82 коп.; по 55 декларациям таможня пришла к выводу о несоблюдении обществом "Ураллес 2010" запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134, вследствие неправомерного применения к товарам ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости, что, по мнению таможни, повлекло неуплату таможенной пошлины в сумме 15 414 931 руб. 23 коп.
По результатам камеральной проверки таможня приняла решение от 31.07.2014 N 10502000/400/310714/Т0031/01 о признании незаконным и отмене применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении товаров: лесоматериалы круглые хвойных пород, сосна обыкновенная и лесоматериалы круглые - бревна из сосны обыкновенной "PIN US SYLVESTRIS L" с кодом 4403203901 и 4403203101 ТН ВЭД ТС по 60 декларациям на товары и внесении соответствующих изменений в упомянутые 60 деклараций.
Основанием для принятия решения от 31.07.2014 послужил вывод таможни о том, что право на применение льготной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% предоставлено только арендаторам лесных участков и лишь в отношении древесины, заготовленной на данных участках, а также лицам, которые приобрели такую древесину у упомянутых арендаторов на основании договоров купли-продажи.
Таможня 13.08.2014 выставила обществу "Ураллес 2010" 60 требований об уплате таможенных платежей в сумме 16 677 226 руб. 99 коп. и пеней в сумме 2 271 074 руб. 59 коп. в связи с нарушением срока уплаты причитающихся таможенных платежей.
Общая сумма доначисленных обществу "Ураллес 2010" платежей и пеней составила 18 948 301 руб. 58 коп.
Несогласие с решением таможни от 31.07.2014 и требованиями об уплате таможенных платежей от 13.08.2014 с N 213 по N 272 послужило поводом для обращения общества "Ураллес 2010" в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований в части, суды исходили из несоблюдения обществом "Ураллес 2010" запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии, неправомерного применения пониженной ставки таможенной пошлины в отношении экспортированной лесопродукции.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными.
Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Статьей 1 Соглашения правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (действующего в период спорных правоотношений, Соглашение утратило силу с 01.01.2015) установлено, что экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется путем выдачи лицензий и соответствующих разрешений. Данным Соглашением (п. 3 ст. 3) определены условия и порядок выдачи лицензий.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Единый перечень товаров согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 169 дополнен пунктом 2.28 "Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с ограничениями, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации", в том числе товаром - сосна обыкновенного вида "PINUS SYLVESTRIS L" с кодом 4403 20 310 1, 4403 20 390 1 ТН ВЭД ТС. Следовательно, экспорт данного товара подлежит лицензированию.
Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (п. 3 ст. 3 Кодекса); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 Кодекса).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашения от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" законодательным актом Российской Федерации как члена таможенного союза, которым определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о таможенном тарифе названный закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (ст. 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределения тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (п. 4, 5 ст. 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 (действовало до 01.01.2015) утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом. В отношении товаров с кодом 4403 20 390 1 и 4403 20 310 1 ТН ВЭД ТС при экспорте установлена ставка таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - Постановление N 779) утверждены Тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
В соответствии с Правилами использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (п. 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (заявителями) (п. 10).
Таким образом, как правильно указали суды, предметом лицензии является товар предусмотренного Постановлением N 779 кода ТН ВЭД ТС, произведенный не имеющим задолженности по арендным платежам заявителем-арендатором, заготовившим лес на арендованном участке или приобретенный заявителем у надлежащего арендатора. Именно такой товар в контексте определения разовой лицензии, с учетом пункта 4 Правил и будет являться лицензируемым товаром и, соответственно, товаром, экспортируемым с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты.
При вывозе товара обществом "Ураллес 2010" применена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% таможенной стоимости ко всему объему. При этом по вышеназванным таможенным декларациям обществом "Ураллес 2010" экспортирован товар (лесоматериал), заготовленный как на арендованном по договору N 621 лесном участке, так и приобретенный по договорам купли-продажи лесных насаждений от 04.12.2012 N 79 и N 80, заключенных с Департаментом лесного хозяйства Свердловской области.
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о доказанности таможней неправомерности применения обществом "Ураллес 2010" льготной таможенной пошлины к объему лесоматериала, заготовленного не на арендуемом лесном участке, поскольку им не соблюдены установленные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 запреты и ограничения, выразившиеся в неправомерном применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте, что послужило законным основанием для вынесения таможенным органом решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, и, как следствие, выставления требований об уплате таможенных платежей.
Суды указали также, что представленные при таможенном декларировании лицензии, выданные управлением обществу "Ураллес 2010" как арендатору лесного участка, не применимы к спорному товару, поскольку данный товар не являлся предметом лицензии (не был заготовлен на арендуемом лесном участке либо закуплен у другого надлежащего арендатора). Следовательно, данные лицензии не подтверждают право на экспорт товара с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты. Формальное соответствие заявителя требованиям для получения разовой лицензии (наличие в аренде лесного участка), не свидетельствует о возникновении права на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в случае экспорта лесоматериала, заготовленного не на арендуемом земельном участке.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в связи со следующим.
Суд кассационной инстанции соглашается с тем толкованием вышеприведенных норм законодательства, которое дано судами первой и апелляционной инстанции, поскольку полагает, что установлением льготы по вывозной таможенной пошлине законодатель поощряет не самого арендатора как такового, а ту деятельность, которую он осуществляет на арендованном лесном участке, включающую в себя не только заготовку леса, но и, в силу ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, иных мероприятий комплексного освоения лесов. Целью такого поощрения, в том числе путем выделения тарифной квоты на объем, не совпадающий (превышающий) с возможностями по заготовке древесины на лесном участке, уже находящимся в аренде у участника внешнеэкономической деятельности, является побуждение к расширению бизнеса, связанного с арендой лесных участков у государства для проведения их комплексного освоения либо закупа леса у другого надлежащего арендатора, который самостоятельно внешнеэкономической деятельностью не занимается.
Обратное толкование может привести к утрате смысла, заложенного законодателем при установлении указанной льготы и к возможности ее необоснованного использования при вывозе леса с участков, на содержание которых ни экспортером, ни иным законным арендатором соответствующих средств и усилий не затрачено.
В связи с вышеизложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.06.2015 по делу N А60-39328/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ураллес 2010" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.