Екатеринбург |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А47-4346/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Беляевой Н. Г., Платоновой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2015 по делу N А47-4346/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Каверина Любовь Александровна обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий департамента по отказу в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 площадью 563 кв. м, об обязании в недельный срок подготовить и выдать градостроительный план названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2015 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия департамента по отказу в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 площадью 563 кв. м. На департамент возложена обязанность в двадцатидневный срок со дня вынесения решения подготовить и выдать предпринимателю Кавериной Л.А. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 площадью 563 кв. м.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 (судьи Баканов В.В., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 41-44, ч. 17 ст. 46, п. 2 ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства и реконструкции объектов капитального строительства. По его мнению, для решения вопроса о наличии у департамента обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка для целей строительства необходимо установить наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче градостроительного плана, права на земельный участок, предназначенный для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Департамент ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств предоставления земельного участка в аренду для целей строительства объектов недвижимого имущества, а также нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Каверина Л.А. возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, предпринимателю Кавериной Л.А. 06.11.2003 выдан акт согласования места расположения объекта по ул. Театральная г. Оренбурга.
Распоряжением первого заместителя Главы г. Оренбурга от 11.06.2004 N 2885-р утверждены границы и сформирован земельный участок для предоставления в аренду по адресу: г. Оренбург, ул. Театральная (в районе ГСК N 407), площадью 691 кв. м. Пунктом 4 распоряжения определено предоставление земельного участка предпринимателю Кавериной Л.А. в аренду с разрешенным использованием: строительство одноэтажного временного объекта - шиномонтажной мастерской.
Между Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга (арендодатель) и предпринимателем Кавериной Л.А. заключен договор аренды земельного участка от 23.12.2004 N 4/д-155юр, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, кадастровый номер 56:44:0108002:0004, площадью 691 кв. м, местоположение: участок находится примерно в 10 м по направлению на северо-восток от ориентира ГСК-407, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Театральная, 37, для строительства одноэтажного временного объекта - шиномонтажной мастерской.
Распоряжением департамента от 18.03.2014 N 1262-р (с учетом распоряжения департамента от 09.06.2014 N 3197-р об исправлении технической ошибки) уточнена площадь и характеристика земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; уточненная площадь земельного участка составила 563 кв. м, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Театральная, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0108002; разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением шиномонтажной мастерской (группа 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"). Категория земель - земли населенных пунктов.
В связи с принятием департаментом распоряжения от 18.03.2014 N 1262-р между департаментом и предпринимателем заключено дополнительное соглашение от 28.05.2014 к договору аренды земельного участка от 23.12.2004 N 4/д-155юр. В дополнительном соглашении к договору аренды уточнены площадь и характеристики земельного участка.
Предприниматель обратился с заявлением на имя главного архитектора г. Оренбурга о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26.
Письмом от 25.02.2015 N 1508/15 департамент уведомил предпринимателя о том, что подготовка градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0108002:26 невозможна, поскольку в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется только применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Предпринимателю земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, для размещения шиномонтажной мастерской.
Предприниматель Каверина Л.А., полагая, что названный отказ департамента является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что Градостроительным кодексом Российской Федерации установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица. При этом суд первой инстанции указал, что департаментом нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающие органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Суд первой инстанции также отметил, что, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установление права предпринимателя на осуществление строительства на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0108002:26 не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке разрешается на стадии выдачи разрешения на строительство, в том числе на основании информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, а не на стадии разрешения вопроса о возможности выдачи градостроительного плана.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным отказа заинтересованного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого отказа нормам действующего законодательства и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в частности, границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из части 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Часть 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Таким образом, учитывая, что в силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам, вывод суда первой инстанции о том, что установление права предпринимателя на осуществление строительства на спорном земельном участке не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении настоящего дела, является ошибочным.
В рамках настоящего спора предпринимателем Кавериной Л.А. заявлены требования о признании незаконными действий департамента по отказу в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0108002:26 площадью 563 кв. м.
В качестве основания вынесения оспариваемого отказа департаментом указано на то, что в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется только применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Предпринимателю земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, для размещения шиномонтажной мастерской.
Как следует из материалов дела, распоряжением первого заместителя Главы г. Оренбурга от 11.06.2004 N 2885-р предпринимателю Кавериной Л.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью 691 кв. м по адресу:
г. Оренбург, ул. Театральная (в районе ГСК N 407), с разрешенным использованием: строительство одноэтажного временного объекта - шиномонтажной мастерской.
По договору аренды от 23.12.2004 N 4/д-155юр названный земельный участок предоставлен предпринимателю Кавериной Л.А. для строительства одноэтажного временного объекта - шиномонтажной мастерской.
В обоснование возражений по существу спора департамент в отзыве на заявление указал, что земельный участок предоставлен заявителю на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, для размещения шиномонтажной мастерской, в связи с чем у департамента отсутствовала обязанность по выдаче градостроительного плана земельного участка.
В апелляционной жалобе департамент также отметил, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0108002:26 не является застроенным и не предназначен для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Кроме того, департамент указал на отсутствие в материалах дела доказательств нахождения на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих предпринимателю на праве собственности.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу ч. 1 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены.
Пунктом 2 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Учитывая наличие доводов департамента об отсутствии у него обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с тем, что земельный участок предоставлен заявителю на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, данные обстоятельства подлежали исследованию судами при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах, поскольку имеющие существенное значение для правильного разрешения данного спора обстоятельства не установлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, дать правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся доказательствам и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2015 по делу N А47-4346/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
Н.Г.Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.