Екатеринбург |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А07-27774/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Анненковой Г.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган; ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2015 по делу N А07-27774/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Кашапов А.Р. (доверенность от 21.05.2015 N 47);
Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - администрация; ИНН 0263011235, ОГРН 1050203026170).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительными решения от 09.10.2014 N А-118/15-14 и предписания N 164-А-118/15-14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Колос" (далее - общество "Колос"), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и городу Мелеузу (далее - комитет).
Решением суда от 20.05.2015 (судья Симахина И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Управление не согласно с выводом судов о том, что антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку спорные отношения имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке. Антимонопольный орган продолжает настаивать на том, что администрация препятствовала реализации преимущественного права на заключение с обществом "Колос" договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, тем не менее продолжала начислять арендную плату. Действия администрации ограничивают конкуренцию между хозяйствующими субъектами, функционирующими на сельскохозяйственном рынке, а также приводит к необоснованному препятствованию в возможном оформлении прав общества "Колос" на земельные участки. Администрация вмешивалась в хозяйственную деятельность общества "Колос", создавала необоснованные барьеры данному субъекту, и данные действия не могли не влиять на конкурентную среду, ограничивали права общества "Колос" в предпринимательской сфере и были направлены на ограничение доступа данного общества на сельскохозяйственный рынок.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, 29.09.2003 между администрацией (арендодатель) и обществом "Колос" (арендатор) заключен договор аренды N 248 находящегося в государственной собственности земельного участка, по условиям которого на основании постановления главы администрации от 08.09.2002 N 1195 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 02:37:000000:0011, общей площадью 7 762,1 га, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, в границах СПК "Победа".
В 2007 г. в Единый государственный реестр земель по состоянию на 01.01.2007 были внесены сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 69 981 050 га с кадастровым номером 02:37:000000198, сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:37:000000:11 были переведены в статус "Архивный" 15.12.2007.
Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000198 путем раздела образованы земельные участки с кадастровым номером 02:37:100101:31 площадью 960 960 кв.м, 02:37:000000:263 площадью 63 020 090 кв.м.
В свою очередь из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:263 образованы земельные участки с кадастровым номером 02:37:060201:238 площадью 158 кв. м, с кадастровым номером 02:37:000000:300 площадью 63 020 090 кв. м.
Из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:300 образованы земельные участки с кадастровым номером 02:37:000000:303 площадью 38 680 000 кв. м, с кадастровым номером 02:37:0000000:304 площадью 9 442 000 кв. м.
Из содержания постановления администрации от 20.04.2007 N 805 следует, что формирование земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:303 (02:37:000000:0011 (часть Б) было произведено в целях предоставления в общую долевую собственность граждан, имеющих права на бесплатное получение земельной доли (пая). В настоящее время названный земельный участок арендуется обществом "Колос" у физических лиц.
Общество "Колос" 26.11.2013 обратилось с заявлением в администрацию, в котором указало, в том числе, что п. 2 постановления от 20.04.2007 N 805 единое землепользование с кадастровым номером 02:37:000000:11 (Б) было изъято у него и предоставлено в общую (долевую) собственность граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения согласно списку (протокол от 14.02.2007). В связи с тем, что единое землепользование с кадастровым номером 02:37:000000:11 (Б) изъято у общества "Колос", а оставшийся земельный участок, находящийся в фактическом пользовании названной организации и образованный в результате преобразования земельного участка 02:37:000000:11 (А) сформирован надлежащим образом, в установленном законом порядке, как индивидуально-определенный объект недвижимого имущества, просило внести изменения в договор аренды N 248 находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.09.2003".
В письме от 31.12.2013 N 4578 администрация сообщила обществу "Колос" о необходимости предоставления сведений, позволяющих отнести земельные участки с кадастровыми номерами 02:37:000000:1676, 02:37:000000:1675, 02:37:050401:100 с образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011, а также проведения кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:37:000000:304 и 02:37:061001:30 для внесения изменений в договор аренды.
Кроме того, в связи с получением обращения общества "Колос" администрацией 22.04.2014 был направлен запрос N 275 в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) об образовании вышеназванных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011.
Кадастровой палатой было направлено сообщение от 13.05.2014 N 05252 о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011, а также было указано, что земельный участок с кадастровым номером 02:37:000000:304 является одним из последующих номеров земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:0011, к которому иные земельные участки с кадастровыми номерами 02:37:000000:1676, 02:37:000000:1675, 02:37:050401:100 отношения не имеют.
Поскольку администрация на обращение от 26.11.2013 общества не ответила, общество обратилось с жалобой в антимонопольный орган, указывая, что администрация создает препятствия в использовании земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:11.
Управлением принято решение от 09.10.2014 N А-118/15-14, которым бездействие администрации признано нарушающим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), поскольку это бездействие, выразившееся в оставлении обращения общества от 26.11.2013 о внесении изменений в договор аренды от 29.09.2003 N 248 без рассмотрения, препятствует реализации прав данного общества на приобретение земельных участков, образуемых и измененных из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:11, так как оно в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования.
Также обществу выдано предписание от 09.10.2014 N 164-А-118/15-14 об устранении нарушения ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, а именно рассмотреть обращение общества "Колос" от 26.11.2013 о внесении изменений в договор аренды от 29.09.2003 N 248 с учетом положений п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением и предписанием управления, администрация обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных ему действующим законодательством полномочий и разрешил возникший между хозяйствующими субъектами гражданско-правовой спор.
Вывод судов является правильным и соответствует действующему законодательству.
Статьями 49, 50 Закона N 135-ФЗ закреплено право антимонопольных органов на принятие решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства и выдачу предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Частью 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к Закону N 135-ФЗ обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (ч. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Таким образом, право арендатора на внесение изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков предусмотрено действующим земельным законодательством и производно от ранее заключенного договора аренды земельного участка, подлежащего преобразованию.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 ст. 1 указанного Закона.
Установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 названного Закона).
Судами при исследовании материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2014 (резолютивная часть которого от 10.09.2014) заявленные обществом "Колос" были удовлетворены, бездействие администрации, выразившееся в оставлении без рассмотрения обращения от 26.11.2013, было признано незаконным, на администрацию была возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Колос" путем совершения необходимых действий для решения вопроса о внесении изменений в договор аренды от 29.09.2003 N 248.
Однако постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (резолютивная часть от 20.11.2014), оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2015 (резолютивная часть от 03.03.2015), решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.09.2014 по делу N А07-841/2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
При этом вышестоящими судебными инстанциями было указано, что содержание и направленность обращения общества "Колос" от 26.11.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка позволяют сделать вывод об обращении к администрации не как к органу власти, осуществляющему возложенные на него публичные функции, а как к арендодателю, то есть в рамках гражданских правоотношений, возникших из договора от 29.09.2003 N 248, в связи с этим заявленные обществом по данному делу требования были квалифицированы как основанные на гражданских правоотношениях, а поскольку спор между администрацией и обществом "Колос" возник в рамках гражданских правоотношений, применение к ним положений действующего законодательства о сроках ответов на обращения органами местного самоуправления является неправомерным.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, суды с учетом состоявшихся между администрацией и "Колос" судебных актов, пришли к правильному выводу о том, что антимонопольный орган неверно квалифицировал возникшие между сторонами отношения, как отношения власти-подчинения, в связи с чем неверно применил положения Федерального закона N 59-ФЗ и, по сути, разрешил гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов. Выйдя за пределы предоставленных полномочий.
Доводы антимонопольного органа не опровергают выводы судов, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2015 по делу N А07-27774/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Кравцова |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.