Екатеринбург |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А60-42884/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Рябовой С. Э., Лазарева С. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу N А60-42884/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Российской Федерации - Филатова И.С. (доверенность от 10.03.2015);
Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская авиационная база охраны лесов" - Халецкая О.Н. (доверенность от 23.05.2014).
Государственное бюджетное учреждение "Уральская авиационная база охраны лесов" (далее - учреждение "Уральская авиационная база охраны лесов") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о взыскании расходов в сумме 91 746 руб. 70 коп., понесенных в связи с тушением лесных пожаров на территориях, входящих в состав земель муниципального образования "Город Екатеринбург", на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2015 судом на основании ходатайства истца произведена замена ответчика с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Решением суда от 28.05.2015 (судья Евдокимов И.В.) исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) за счет средств федеральной казны в пользу учреждения "Уральская авиационная база охраны лесов" (ИНН 6674222240, ОГРН 1076674013690) понесенные расходы в сумме 91 746 руб. 70 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3670 руб.
Определением от 14.08.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по инициативе апелляционного суда и с согласия истца на основании п. 5 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации привлечено к участию в деле на стороне ответчика - Российской Федерации и одновременно исключено из числа третьих лиц.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.10.2015 (судьи Дружинина Л.В., Балдин Р.А., Суслова О.В.) решение суда первой инстанции отменено, исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу учреждения "Уральская авиационная база охраны лесов" расходы в сумме 91 746 рублей 70 коп., а также 3670 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску.
В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на вывод суда апелляционной инстанции о том, что на основании ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации указывает на полное исполнение названного расходного обязательства.
Заявитель отмечает, что отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - по организации использования лесов, их охране (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на территории Свердловской области осуществляет департамент, и указывает на неисследовательность судом вопроса о выделении Свердловской области как субъекту Российской Федерации из федерального бюджета средств нераспределенного резерва с соблюдением порядка, предусмотренного п. 7.4 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Отношения в области тушения пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) и Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 названного Кодекса.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым отнесены, помимо прочего, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
Согласно п. 7.3 Правил в случае утверждения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции указанные средства направляются бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением мероприятий по осуществлению переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный п. 3 настоящих Правил, из-за того что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году.
В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление указанных мероприятий, и уточненные целевые прогнозные показатели на текущий финансовый год.
Согласно п. 7.4 Правил при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому названным Федеральным агентством).
В случае если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил необходимые документы о выделении средств нераспределенного резерва, вопрос не рассматривается.
При обращении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении дополнительных средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров, допускается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва в виде авансовых платежей по указанным расходам на основании заявок с дальнейшим представлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, обосновывающих размер произведенных затрат, по перечню, предусмотренному абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с п. 7.5 Правил основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7.6 Правил в случае, если общий размер запрашиваемых субъектами Российской Федерации дополнительных средств превышает размер нераспределенного резерва, выделение дополнительных средств бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом показателя бюджетной обеспеченности регионов в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Учредителем и собственником имущества учреждения "Уральская авиационная база охраны лесов" является Свердловская область, функции и полномочия учредителя осуществляются Департаментом лесного хозяйства Свердловской области.
В период с 12.05.2014 по 01.06.2014 в связи с обнаружением лесных пожаров на территориях, входящих в состав земель муниципального образования "город Екатеринбург", истец произвел их тушение, что подтверждено актами о лесном пожаре, в связи с чем понес расходы в общей сумме 91 746 руб. 70 коп.
Судами выявлено, что земельные участки, пройденные пожарами и указанные на схемах в актах о лесных пожарах, на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 66-30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" на период до 2025 г., переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Полагая, что понесенные учреждением расходы подлежат возмещению из федерального бюджета, учреждение "Уральская авиационная база охраны лесов" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Рассмотрев дело правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании ст. 15, 1071 Гражданского кодекса путем взыскания расходов с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Однако, признав, что финансирование отдельных полномочий Российской Федерации по охране лесов является расходным обязательством Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства, вследствие чего дело рассмотрено без привлечения названного федерального органа исполнительной власти к участию в деле.
Кроме того, суд не исследовал вопросы о состоявшемся финансировании соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных Свердловской области как субъекту Российской Федерации на основании п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, о достаточности состоявшегося финансирования для возмещения всех расходов, понесенных в связи с реализацией переданных полномочий, об использовании органами исполнительной власти Свердловской области как субъекта Российской Федерации возможности привлечения средств нераспределенного резерва федерального бюджета с использованием механизма, предусмотренного п. 7.4, 7.5, 7.6 Правил.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании ч. 2, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело следует направить на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо установить и оценить отмеченные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства, с определением процессуального статуса названного лица, рассмотреть дело с соблюдением положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду необходимо дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются лица, участвующие в деле, в обоснование своих возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу N А60-42884/2014 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.