Екатеринбург |
|
28 января 2016 г. |
Дело N А07-6240/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Кравцовой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе и городе Благовещенске Республики Башкортостан (далее - Управление, Фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2015 по делу N А07-6240/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - общество, ООО "Терминал") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 29.01.2015 N 002 815 15 РВ 0000091, а также о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений по этому решению и об обязании Фонда вернуть излишне взысканные страховые взносы, пени и штраф в общей сумме 112 568 руб. 82 коп.
Определением суда от 11.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Решением суда от 30.06.2015 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования ООО "Терминал" удовлетворены: решение Управления от 29.01.2015 N 002 815 15 РВ 0000091 признано недействительным в части начисления штрафа по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в сумме 101 400 руб.; недоимки по страховым взносам в сумме 9330 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть пенсии - в сумме 7800 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 930 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2012, - в сумме 600 руб., пеней в размере 1170 руб. 29 коп. Кроме того, признаны незаконными действия Фонда по выставлению инкассовых поручений по решению от 29.01.2015 N 002 815 15 РВ 0000091. Суд обязал Управление возвратить ООО "Терминал" излишне взысканные страховые взносы, пени и штраф в общей сумме 112 568 руб. 82 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что страховые взносы на сумму, перечисленную директору ООО "Терминал" Титову Н.В. с назначением платежа "на хоз.расходы", начислены правомерно. Указывает, что согласно представленным для проверки расчетным ведомостям за 2011-2013 гг. данная сумма из зарплаты Титова Н.В. не удержана. Вывод судов о том, что денежные средства, полученные сотрудником под отчет на хозяйственные нужды, не являются объектом обложения страховыми взносами, считает неверным. Указывает, что основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", явилось непредставление обществом истребованных Фондом в соответствии с ч. 22 ст. 35 названного Закона документов, необходимых для проведения выездной проверки. В требованиях о представлении документов, выставленных в ходе проверки, указаны наименования регистров бухгалтерского учета, необходимых для проверки правильности формирования облагаемой страховыми взносами базы, и месяц их оформления. По указанному требованию документы были представлены частично. В результате проверка была проведена на основании представленных документов, перечисленных в п. 1.7. акта. Относительно довода о неисполнимости требования о представлении документов отмечает, что плательщик обязан был уведомить Фонд о невозможности представления документов и причинах их непредставления. Такого уведомления Фонд не получал. Перечень документов, которые должны быть представлены для проверки, определен "Методическими рекомендациями по организации проведения проверок плательщиков страховых взносов", утвержденными распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р, в которых предусмотрена обязательность представления в том числе регистров бухгалтерского учета. Ведение регистров бухгалтерского учета предусмотрено и учетной политикой общества, в связи с чем Фонд правомерно истребовал регистры бухгалтерского учета. Обязанность представления в установленный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", или иных документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, установлена п. 4 ч. 2 ст. 28 названного Закона. Отказ плательщика от исполнения данного требования влечет ответственность по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Как следует из материалов дела, 29.01.2015 Управлением по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 29.12.2014 N 002 815 14 АВ 0008840, возражений на него исх. N 2 от 27.01.2015 и прочих материалов проверки вынесено решение N 002 815 15 РВ 0000091 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде взыскания штрафа в размере 101 400 руб. Кроме того, данным решением обществу были доначислены страховые взносы в сумме 9330 руб. на сумму, выданную под отчет директору ООО "Терминал" Титову Н.В. на хозяйственные нужды в размере 30 000 руб., начислены пени в сумме 1 170 руб. 29 коп.
ООО "Терминал" было вменено совершение правонарушения, предусмотренного статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а именно: непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Решением вышестоящего органа - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РБ от 05.03.2015 N 12, принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО "Терминал" на решение Управления от 29.01.2015 N 002 815 15 РН 0000091, оспариваемое решение признано законным.
Не согласившись с решением Управления, ООО "Терминал" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1, 2, 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов (ч. 1). Истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ч. 2). Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (ч. 5).
В соответствии со ст. 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.
Пунктом 4 ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в числе прочих обстоятельств выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Из буквального содержания статьи 48 N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
Судами установлено, что Управлением в адрес общества было направлено требование от 12.11.2014 N 002 815 14 ИД 0014583, в соответствии с которым были запрошены следующие документы:
- главная книга за 2011, 2012, 2013 годы;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 50, 51, 70, 71, 60, 62, 69 по субсчетам 84, 91, 91.1, 91.2 - по месяцам за 2011, 2012, 2013 годы;
- карточки бухгалтерских счетов 50, 51, 70, 71, 60, 62, 69 по субсчетам 84, 91, 91.1, 91.2 - по месяцам за 2011, 2012, 2013 годы;
- приказы об учетной политике за 2011, 2012, 2013 годы.
Из акта проверки следует, но в тексте решения не отражено, что основанием для привлечения к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ явилось непредставление обществом главной книги за 2011-2013 гг., оборотно-сальдовых ведомостей и карточек счетов бухгалтерского учета.
Вместе с тем суды установили, что истребуемые документы (главная книга, карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости) являются регистрами бухгалтерского учета и их ведение в обязательном порядке ни законодательством, ни учетной политикой общества не предусмотрено.
Судами также принято во внимание отсутствие доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что истребуемые документы имелись у общества в наличии.
Кроме того, суды отметили, что в нарушение ч. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении Фонда в этой части не описаны обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены в ходе проверки со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей названного Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, что является существенным нарушением требований к содержанию решения в части привлечения к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ и самостоятельным основанием для признания его недействительным в указанной части.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований в этой части.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что в ходе проверки Фондом в состав базы для обложения страховыми взносами включена сумма 30 000 руб., выданная под отчет Титову Н.В. для оплаты хозяйственных расходов по расходному кассовому ордеру N 3 от 22.12.2011.
В качестве доказательств целевого использования полученных под отчет денежных средств обществом представлен авансовый отчет об израсходованных суммах по форме N АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, с приложением комплекта оправдательных документов: приказа о командировке, командировочного удостоверения, счетов и чеков ККТ на оплату гостиничных услуг, авиа- и железнодорожных билетов.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суды установили, что спорная сумма выдана для компенсации понесенных Титовым Н.В. расходов на служебную командировку, не является оплатой за его труд, в связи с чем не подлежит включению в базу для страховых взносов.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали незаконными действия по выставлению инкассовых поручений о взыскании начисленных решением Фонда сумм и обязали его вернуть обществу излишне взысканные суммы.
Все обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, заявленным Управлением в ходе апелляционного производства, были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2015 по делу N А07-6240/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе и городе Благовещенске Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.