Екатеринбург |
|
09 февраля 2016 г. |
Дело N А50-9245/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Семеновой З. Г., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2015 по делу N А50-9245/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Евтифеева Н.С. (доверенность от 06.07.2015).
Поступившие в адрес Арбитражного суда Уральского округа ходатайства Администрации Дзержинского района города Перми, Департамента жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Перми о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (c учетом уточнения требований) о возложении обязанности на Департамент обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет следующего бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося в городе Перми: здания ЦТП по ул. Барамзиной, д. 42, тепловой сети от теплового колодца (ТК) по ул. Учительской до ЦТП по ул. Барамзиной, д. 42, тепловой сети от ЦТП ул. Барамзиной д. 42 до жилого дома ул. Барамзиной 42, включая транзитные участки на жилые дома по ул. Барамзиной, д. 42/1 и ул. Барамзмной д. 42/2, тепловой сети от ЦТП по ул. Барамзиной, д. 42 до жилого дома по ул. Барамзиной, д. 42/3, сети теплоснабжения от стены жилого дома по ул. Кочегаров, 59 до дома по ул. Заречная, д. 145 (с учетом транзита по подвалу) протяженностью 186 п.м, тепловой сети по ул. Белоевского, д. 1 до ул. Заречной, д. 145 (с учетом транзита по подвалу) протяженностью 163,5 п.м, тепловой сети по ул. Белоевской, д. 3 до ул. Заречной, д. 143 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 188 п.м, сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 18 по ул. Дзержинского протяженностью 23,00 п.м, сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 28 по ул. Дзержинского протяженность 5 п.м, сети горячего водоснабжения по ул. Белоевской, д. 49 протяженностью 22 п.м d 32,00 п.м., сети горячего водоснабжения по ул. Заречной, д. 131 протяженность 121 п.м. d 50,00 п.м.
На основании норм ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Дзержинского района города Перми, Департамента жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2015 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Макаров Т.В., Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель с указанными судебными актами не согласен, считает их незаконными и необоснованными в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, неправильным применением норм права. Департамент указывает, что в соответствии с действующим Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми обязанность подготовки таких документов возложена на администрацию Дзержинского района города Перми. По мнению заявителя, участки сетей, находящиеся в подвалах зданий по участкам трубопроводов, находящиеся по указанным в судебных актах адресам являются сложной вещью и принадлежат в силу закона обществу "РЖД" и должны содержатся ресурсснабжающей организацией обществом "РЖД"
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории г. Перми.
Для осуществления указанного вида деятельности заявителю на праве собственности принадлежат тепловые сети.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 04.03.2013 N 59 БГ 756511, N 59 БГ 756451, N 59 БГ 756513; от 22.03.2004 N 59 АК 580077; от 23.03.2004 N 59 АК 580469; от 12.12.2012 N 59 БГ 663608.
В период с 14.02.2013 по 05.04.2013 Департамент обязал заявителя содержать и эксплуатировать бесхозяйные объекты, находящиеся в г. Перми и примыкающие к сетям заявителя, в том числе: центральный тепловой пункт (ЦТП) по ул. Барамзиной, д. 42, тепловую сеть от теплового колодца (ТК) по ул. Учительская до ЦТП ул. Барамзиной, д. 42, тепловую сеть от ЦТП по ул. Барамзиной д. 42 до жилого дома по ул. Барамзиной д. 42, включая транзитные участки на жилые дома ул. Барамзиной, д. 42/1, ул. Барамзиной д. 42/2, тепловую сеть от ЦТП по ул. Барамзиной, д. 42 до жилого дома по ул. Барамзиной, д. 42/3 (акт приема-передачи имущества от 14.02.2013), а также сеть теплоснабжения от стены жилого дома ул. Кочегаров, д. 59 до дома yл. Заречная, д.145 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 186 п.м, тепловую сеть по ул. Белоевского, д. 1 до ул. Заречная, д. 145 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 163,5 п.м, тепловую сеть по ул. Белоевского д. 3 до ул. Заречная д. 143 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 188 п.м (акт приема-передачи имущества от 06.03.2013), сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 18 по ул. Дзержинского, протяженностью 23,00 п.м, сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 28 по ул. Дзержинского, протяженность 5 п.м, сети горячего водоснабжения по адресу: ул. Белоевская д. 4 протяженностью 22 п.м d 32,00 п.м, сети горячего водоснабжения по ул. Заречная д. 131, протяженностью 1 200 п.м d 50,00 п.м (акт приема-передачи имущества от 05.04.2013).
Истец 20.01.2015 обратился в Департамент с просьбой о постановке на учет объектов в качестве бесхозяйных.
Ответ на данное письмо не получен.
Полагая, что транзитные участки сетей являются бесхозяйным имуществом, а Департамент в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации должен обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорных сетей в качестве бесхозяйных, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее - Положение), объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде Регламента, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, согласно с п. 3.4 которого в рамках предоставленных полномочий подача заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю для постановки бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Департаментом имущественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, правильными являются выводы судов, что для возложения на орган местного самоуправления обязанности по определению обслуживающей теплосетевой организации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимо установить, является ли спорный участок тепловой сети бесхозяйным. При этом обязанность определить теплосетевую организацию или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, возникает у органа местного самоуправления с момента выявления бесхозяйной тепловой сети.
В силу вышеизложенного, судами верно отмечено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Довод заявителя о том, что участки сетей, находящиеся в подвалах зданий по участкам трубопроводов, находящиеся по указанным адресам являются сложной вещью и принадлежат в силу закона обществу "РЖД", судом кассационной инстанции подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство, в тех случаях, когда это соответствует содержанию заключаемых сделок по поводу данных вещей, и зависит от воли сторон, вступающих в сделку.
Сложная вещь является делимой, в связи с чем сделки могут быть заключены сторонами как на всю сложную вещь в целом, так и на ее составные части. Таким образом, приведенное в ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие сложной вещи имеет относительный и условный характер, зависящий от воли сторон, законодатель предоставил сторонам сделки возможность реализации отдельных объектов, входящих в сложную вещь.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств и сделанных на их основании выводов судов не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции или постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2015 по делу N А50-9245/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
З.Г.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.