Екатеринбург |
|
09 февраля 2016 г. |
Дело N А07-4303/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Лазарева С. В., Семеновой З. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу N А07-4303/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Уфимский конный завод N 119" - Беляевская А.И. (адвокатский ордер N 7 от 04.02.2016).
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация муниципального района), обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества), акционерному обществу "Уфимский конный завод N 119" (далее - общество "Уфимский конный завод N 119") о признании недействительным дополнительного соглашения от 20.11.2014 к договору аренды земельного участка от 29.12.2005 N 000505; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) обязанности погасить запись о государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.11.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра, министерство.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного суда от 23.10.2015 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:46, который находится в собственности субъекта - Республики Башкортостан, что нарушает его права как собственника. Выражает мнение, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370 относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, правом распоряжения на который обладает администрация.
При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением главы Администрации муниципального района от 03.08.1992 N 291-2 в постоянном пользовании колхозов и госхозов закреплены земельные угодья согласно приложению. Так, конному заводу N 119 предоставлен земельный участок общей площадью 2 520 гектар.
С 1992 года соответствующий земельный участок занимало созданное федеральным органом государственной власти федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119". В Едином государственном реестре юридических лиц названное предприятие зарегистрировано в 2002 году.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Уфимский конный завод N 119" создано открытое акционерное общество "Уфимский конный завод N 119" (впоследствии организационно-правовая форма изменена на "акционерное общество").
Согласно постановлению главы Администрации муниципального района от 25.12.2002 N 1866 "Об утверждении отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям за 2002 год" за конным заводом N 119 закреплён земельный участок площадью 2 223 гектар.
Не позднее 28.02.2003 на государственный кадастровый учёт поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0033. Общая площадь участка 22 230 000 кв.м. (или 2 223 га). Вид разрешённого использования "для сельскохозяйственного производства" (кадастровый план от 28.02.2003 N 247/03-232).
25.10.2006 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:33, который равнозначен кадастровому номеру 02:47:000000:0033. Общая площадь участка 22 230 000 кв.м. (или 2 223 га). Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешённого использования "для сельскохозяйственного производства". Местоположение участка: Республика Башкортостан, Уфимский район, юго-западная часть района, федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский конный завод N 119". Данный участок снят с учета 18.01.2008.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 между Управлением Росимущества (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписан договор аренды от 29.12.2005 N 000505, сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2055.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.02.2006 (запись регистрации N 02-04-01/076/2006-380).
18.01.2008 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370. Общая площадь участка 23 415 263 кв. м. Категория земель "земли сельскохозяйственного назначения". Вид разрешённого использования "для сельскохозяйственного производства". Местоположение участка: Республика Башкортостан, Уфимский район, юго-западная часть района, ФГУП "Уфимский конный завод N 119" (в настоящее время - Уфимский район, Ольховский сельсовет).
17.07.2009 администрацией муниципального района вынесено постановление N 1288 о предоставлении в аренду обществу "Уфимский конный завод N 119" земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 для сельскохозяйственного производства.
17.09.2009 на основании постановления от 17.07.2009 N 1288 между администрацией муниципального района (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписан договор N 746-ОЛ аренды земельного участка общей площадью 22 227 639 кв. м. с кадастровым номером 02:47:000000:370. Срок аренды с 17.07.2009 по 15.07.2019.
Управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора аренды от 17.09.2009 N 746-ОЛ. В качестве оснований для отказа указало, что в ЕГРП имеются записи о государственной регистрации договора аренды от 29.12.2005 N 000505 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33, арендатором по которому выступает общество "Уфимский конный завод N 119"; имеется противоречие в части указания площади земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 в государственном кадастре недвижимости (23 415 263 кв. м.) и в договоре аренды от 17.09.2009 N 746-ОЛ (22 227 639 кв. м.).
Администрация муниципального района обратилась в арбитражный суд с иском к Управлению Росимущества о признании обременения в виде аренды земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 по договору аренды от 29.12.2005 N 000505 отсутствующим.
Одновременно истец обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета ответчику совершать сделки с земельным участком с кадастровым номером 02:47:000000:370, а также проводить образование земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370.
Определением от 20.01.2014 суд удовлетворил данное заявление.
20.11.2014 между Управлением Росимущества (арендодатель) и обществом "Уфимский конный завод N 119" (арендатор) подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 29.12.2005 N 000505. В связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33 и постановкой на учет образованного из него земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 стороны изменили кадастровый номер и общую площадь объекта аренды.
03.12.2014 на основании договора от 29.12.2005 N 000505 и дополнительного соглашения от 20.11.2014 в ЕГРП внесена регистрационная запись N 02-04-01/416/2014-826 об обременении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370 арендой в пользу общества "Уфимский конный завод N 119".
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что орган местного самоуправления обладает правомочием распоряжения земельным участком с кадастровым номером 02:47:000000:370, что дополнительное соглашение от 20.11.2014 заключено ответчиками в нарушение требований закона, администрация муниципального района обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении требований истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и администрация муниципального района не имеет полномочий распоряжения соответствующим недвижимым имуществом. Суд пришёл к выводу о том, что истец не может быть признан лицом, заинтересованным в оспаривании дополнительного соглашения от 20.11.2014 к договору аренды от 29.12.2005 N 000505.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
По смыслу указанных правовых норм, правом на обращение в суд с требованием о признании сделки недействительной вправе обратиться лицо, права и законные интересы которого были нарушены фактом заключения и исполнение такой сделки. Такое лицо должно доказать свою заинтересованность.
В обоснование заявленных требований об оспаривании дополнительного соглашения от 20.11.2014 к договору аренды земельного участка от 29.12.2005 N 000505 и последующего погашения регистрационной записи, истец указал на то, что между ним и обществом "Уфимский конный завод N 119" имеется не расторгнутый договор аренды от 17.09.2009 N 746-ОЛ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:370, что, по мнению истца, свидетельствует о том, что ответчиками нарушены его права на распоряжение спорным участком.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами (п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В статье 3 названного федерального закона было предусмотрено правило об отнесении земель, предоставленных органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, к федеральной собственности.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в правила разграничения государственной собственности на землю.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, среди прочего, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Суды, проанализировав материалы дела, руководствуясь указанными нормами права, установив, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:370 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт в результате снятия с учёта земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:33, ранее выделенного для размещения федерального государственного предприятия, пришли к верному выводу о том, что данный земельный участок находится в федеральной собственности, в введении Управления Росимущества, как уполномоченного собственником органа власти.
Учитывая изложенное, суды обоснованно указали, что наличие договора аренды от 17.09.2009 N 746-ОЛ, фактически заключенного неуполномоченным на распоряжение объектом недвижимого имущества лицом, не наделяет администрацию муниципального района субъективным правом либо охраняемым законом интересом в отношении спорного земельного участка; дополнительное соглашение от 20.11.2014 к договору аренды от 29.12.2005 N 000505 не затрагивает прав и обязанностей истца, в связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о пересечении земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:370, 02:47:000000:46 был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд верно указал, что министерство в рассматриваемом случае фактически заявляет требование об оспаривании границ смежных земельных участков, тогда как в рамках настоящего дела рассматривается требование об оспаривании гражданско-правовой сделки. Заявитель не лишен возможности защищать свои права и интересы в рамках самостоятельного спора.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу N А07-4303/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.