Екатеринбург |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А76-9432/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Жаворонкова Д. В., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ" (ИНН: 7447057754, ОГРН: 1027402317700); (далее - общество "СМЭУ ГАИ", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2015 по делу N А76-9432/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества "СМЭУ ГАИ" - Фукс Р.А. (доверенность от 14.01.2013), Юшт И.А. (доверенность от 17.03.20145).
Общество "СМЭУ ГАИ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (ИНН: 7447050981, ОГРН: 1027402330757); (далее - заинтересованное лицо, управление) от 16.03.2015 N 084 005 15 РФ 0000227 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 29 557 руб. 62 коп., пени в сумме 1116 руб. 17 коп., штрафа в сумме 5911 руб. 52 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 17.08.2015 (судья Трапезникова Н.Г.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "СМЭУ ГАИ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправомерность доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в виде заработной платы в пользу отдельных работников по тем основаниям, что указанные работники не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) и, соответственно, не имели права на досрочную пенсию.
По мнению, заявителя, выплаты работникам, которые хоть и заняты на работах с тяжелыми условиями труда, но которые не являются субъектами для досрочного выхода на пенсию, не подлежат обложению дополнительными тарифами, предусмотренными ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, управлением была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 12.02.2015 N 08400515АВ000000044 и принято решение от 16.03.2015 N08400515РВ0000227, которым общество "СМЭУ ГАИ" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 5 911 руб. 52 коп. за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу, также обществу начислены пени по неуплаченным страховым взносам в размере 1 116 руб. 17 коп., и предложено уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в размере 29 557 руб. 62 коп.
В частности, управление выявило занижение базы по дополнительному тарифу в 2013 г. в отношении работников предприятия - электрогазосварщиков (страховые взносы страхователем не начислялись).
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с особыми условиями труда, поименованных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, так и на работах, не поименованных в указанных пунктах, исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ.
Апелляционный суд согласился с указанным правовым подходом суда первой инстанции.
Заявитель мотивировал свою позицию тем, что работники по профессии "электрогазосварщик" не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закон о трудовых пенсиях, поэтому страховые взносы по дополнительному тарифу начислению не подлежали.
Арбитражным судом установлено, что управлением выявлено занижение базы при исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в 2013 г. в размере 2 процентов, в связи с не включением выплат в отношении работников предприятия - электрогазосварщиков (страховые взносы страхователем не начислялись).
Согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: 2013 год в размере 2 процента.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, относятся электрогазосварщики (позиция 23200000-19756).
Апелляционный суд, буквально истолковав ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, правомерно заключил, что отсылка к положениям подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях сделана в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты.
При этом в целях реализации ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Минтруд России в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 разъяснил, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты.
Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.
В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.).
В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Таким образом, арбитражные суды правомерно заключили, что в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ общество "СМЭУ ГАИ" обязано было в 2013 году исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - электрогазосварщикам, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.
При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников права на досрочную пенсию.
По материалам дела установлено, что доначисление страховых взносов в сумме 29 557 руб. 62 коп. по дополнительному тарифу было произведено управлением с учетом фактически отработанного электрогазосварщиками времени, в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого решения заинтересованного лица у суда не имелось.
Соответственно, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому отклоняются кассационной инстанцией.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена уплата пени - денежной суммы, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Таким образом, управлением правомерно в оспариваемом решении предложено уплатить начисленные на выявленную задолженность по страховым взносам пени, а также штраф за неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2015 по делу N А76-9432/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.