Екатеринбург |
|
20 февраля 2016 г. |
Дело N А07-7978/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) и Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" (далее - Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан", фонд) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А07-7978/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
товарищества собственников жилья "Адмиралъ" (далее - товарищество) - Лебедева Н. В. (председатель правления, протокол от 08.02.2016 N 1, Емельянова Н. В. (доверенность от 06.11.2014);
комитета - Гузаирова З. М. (доверенность от 01.02.2016 N 7);
фонда - Шайхутдинов Д. Р. (доверенность от 15.07.2014).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании незаконными предписания от 27.03.2015 N ЦО-15-252-27, N ЦО-15-252-028, N ЦО-15-252-029, N ЦО-15-252-30, N ЦО-15-252-031, N ЦО-15-252-032, N ЦО-15-252-033 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальный счет товарищества и их возврате владельцам многоквартирных домов (далее - предписания) в части требования "производить начисления платы на капитальный ремонт в Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан", прекратить сбор денежных средств на счет товарищества, вернуть жителям начисленную оплату на капитальный ремонт в связи с тем, что товарищество не может являться владельцем специального счета (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 (судья Чернышева С. Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 (судьи Кузнецов Ю. А., Иванова Н. А, Костин В. Ю.) решение суда первой инстанции отменено. Требования товарищества удовлетворены, предписания комитета признаны незаконными.
Комитет обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в том числе ст. 168, ч. 3 ст. 169, 170 Кодекса, ч. 3 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694-з. Заявитель указывает, что товариществом был нарушен порядок (сроки) уведомления о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта. По его мнению, собственники помещений в многоквартирном доме должны были принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в срок после 10.01.2014, но не позднее 10.07.2014. Комитет также полагает, что согласно требованиям п. 1 ч. 2 ст. 175 Кодекса товарищество не могло быть владельцем специального счета.
Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в том числе ч. 3 ст. 169, ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положения Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694-з), на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, комитет законно и обоснованно, в рамках своей компетенции, выдал оспариваемые товариществом предписания, так как собственники помещений в многоквартирном доме должны были принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в срок после 10.01.2014, но не позднее 10.07.2014.
Фонд считает, что товарищество не могло на момент проведения общих собраний собственников помещений, то есть 21.12.2013, быть владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта в соответствии с условиями п. 1 ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационные жалобы товарищество просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а соответствующие жалобы - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в них, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица, председателем которого, в соответствии с протоколами заседания правления товарищества назначена Лебедева Н.В.
В форме заочного голосования протоколами общего собрания собственников товарищества от 21.12.2013 приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, его сроки, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, определен владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт счет.
Указанные протоколы составлены раздельно по домам, открыты счета в банке, в материалы дела представлены бюллетени для голосования.
Товарищество направило в адрес комитета уведомление от 23.06.2014 о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта в виде их накопления на специальном счете.
В ответ на полученное уведомление от 23.06.2014 об открытии специального счета комитет в письмах от 21.07.2014 и от 29.07.2014 сообщил товариществу о необходимости проведения инспекционной проверки.
В письме от 05.08.2014 комитет отказал товариществу во включении в реестр уведомлений.
Кроме того, комитет в сообщении от 15.09.2014 отказывая во включении товарищества в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, указал, что Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предоставляющий такое право, вступил в силу с 01.09.2014, тогда как специальный счет открыт товариществом раньше вышеуказанной даты, а именно 23.06.2014, а общее собрание проведено 21.12.2013.
Из материалов дела также следует, что постановлением Администрации городского округа города Уфы сформирован фонд регионального оператора, в который, в том числе, включены принадлежащие товариществу дома по ул. Адмирала Макарова, а 09.02.2015 в перечень внесены изменения, где соответствующие дома исключены.
В связи с обращениями граждан 17.03.2015 комитетом издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, о чем 17.03.2015 факсом в адрес товарищества направлено уведомление.
По результатам проведения внеплановой проверки комитетом составлен акт проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 27.03.2015 N 15-2097-252 (далее - акт проверки), в котором указаны следующие обстоятельства.
Товарищество является управляющей организацией в домах N 16, N 18/1, N 24, N 26/1, N 26/3, N 26/4 и N 26/5, находящихся по ул. Адмирала Макарова г. Уфы и лицом, ответственным за их содержание, которое 10.09.2014 представило комитету уведомление об открытии специального счета от 23.06.2014 с приложением копии протокола от 21.12.2013 N 1 общего собрания собственников домов и принятии решений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 170 Кодекса.
В связи с изложенным, в указанном акте сделан вывод о том, что товарищество может являться владельцем специального счета только с 01.09.2014 после принятия соответствующего решения собственниками домов.
По смыслу ч. 5 ст. 170 Кодекса и действующего в Республике Башкортостан законодательства собственники помещений должны в срок до 10.07.2014 принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 170 Кодекса не позднее, чем за месяц до указанного срока, то есть не позднее 10.06.2014, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений. В случае если в срок до 10.07.2014 решение собственниками принято не будет, принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В связи с тем, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, принятое собственниками жилья, противоречит действующему законодательству, сделан вывод о том, что оплату коммунальных услуг по статье "капитальный ремонт" необходимо производить в Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан".
Дома, находящиеся в управлении товарищества, включены в постановление от 08.09.2014 N 4108 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, в которых собственники помещений в установленный законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный им способ не был реализован", поскольку ими не избран иной способ формирования фонда капитального ремонта.
Товариществу выданы предписания от 27.03.2015 N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальный счет товарищества и их возврате владельцам многоквартирных домов, сроком исполнения - до 25.04.2015. В журнале сделана запись о проведенной проверке.
Комитетом 27.07.2015 принято решение о прекращении исполнения предписания в части обязанности "производить начисления платы за капитальный ремонт в Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан".
Товарищество, полагая, что предписания, изданные комитетом по результатам проверки, являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), исходил из того, что со стороны комитета отсутствовали грубые нарушения требований законодательства при проведении проверки в отношении товарищества. Руководствуясь ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44, 158, 170, 171, 175, 189 Кодекса, суд указал, что собственники помещений многоквартирных домов должны были принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта после 10.01.2014, но не позднее 10.07.2014.
В связи с тем, что в указанный срок решение собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах не было реализовано, суд указал, что вывод комитета, изложенный в акте проверки о неправомерности начисления и сбора товариществом платы за капитальный ремонт с 01.10.2014, является обоснованным и соответствующим действующему законодательству, следовательно, соответствующие предписания, выданные на основании указанного акта, в оспариваемой части являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и удовлетворив требования заявителя, дезавуировал вывод суда первой инстанции в части оценки законности создания товариществом специального фонда и оценки в связи с этим оспариваемых предписаний.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Порядок финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов регламентирует глава 15 Кодекса "Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования" (вступило в действия с даты опубликования с 26.12.2012).
Согласно ч. 3 ст. 170 Кодекса (в редакции, действующей на момент возникновения спора) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Условия, которые должны быть определены в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном предусмотрены ч. 4 ст. 170 Кодекса.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 Кодекса).
В силу ч. 7 ст. 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не приняли и не реализовали решение об открытии специального счета на капитальный ремонт, то такие собственники оплачивают взносы на капитальный ремонт на счет Регионального фонда капитального ремонта (регионального оператора).
Согласно ч. 1 ст. 172 Кодекса владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента его открытия обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 170 указанного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общее собрание собственников домов было проведено отдельно по каждому дому 21.12.2013, то есть после вступления в действие главы 15 Кодекса, результаты которых оформлены протоколами, из их содержания следует, что решения приняты по всем вопросам, перечисленным в ч. 4 ст. 170 Кодекса.
Данные решения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
При этом 23.06.2014 товарищество направило в комитет уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, представив соответствующие документы, на основании ч.1 ст. 172 Кодекса.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 170 Кодекса, пришел к верному выводу о том, что вынесенные комитетом предписания в оспариваемой части, обязывающие заявителя прекратить сбор денежных средств на специальном счете товарищества и возвратить их собственникам жилья, являются незаконными.
Суд правильно указал на отсутствие законных оснований для отказа во включении товарищества в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, поскольку проведение общих собраний собственников домов 21.12.2013, то есть в более раннее время (до 10.01.2014), не является нарушением порядка принятия решения об открытии специального счета, так как ч. 5 ст. 170 Кодекса устанавливает конечный срок для проведения общего собрания жильцов, при этом законодательное ограничение для проведения такого собрания ранее установленного срока отсутствует.
Следовательно, решение об открытии специального счета на капитальный ремонт собственниками жилья было принято и реализовано в установленном порядке, товариществом были соблюдены все предусмотренные законом условия, в связи с чем, у комитета возникла обязанность по внесению товарищества в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых открыли специальный счет на капитальный ремонт.
Таким образом, довод заявителей кассационных жалоб о том, что товарищество не могло на момент проведения общего собрания собственников помещений (21.12.2013) быть владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен с учетом вышеизложенного.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что собственники помещений многоквартирных домов должны были принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в срок после 10.01.2014, но не позднее 10.07.2014 также был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А07-7978/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору и Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.