Екатеринбург |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А07-18948/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2016 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г,
судей Столярова А.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "НУР" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2015 по делу N А07-18948/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Кокшарова А.Ф (доверенность от 26.10.2015 N 185)
Дачное некоммерческое товарищество "НУР" (далее - товарищество "НУР", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений от 30.04.2015 N Ф/15-61678 и N Ф/15-61435, обязании кадастровой палаты в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда осуществить государственный кадастровый учет изменений земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1 и 02:47:130801:22 в виде внесения изменений в вид разрешенного использования с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация сельского поселения "Русско-Юрмашский сельсовет" муниципального района "Уфимский район" Республики Башкортостан, администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2015 (судья Кузнецов Д.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество "НУР" просит судебные акты отменить, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что судами необоснованно сделаны выводы о том, что заявленные требования основаны на реорганизации садоводческого объединения и направлены на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для целей садоводства. Заявитель полагает, что суды необоснованно смешивают понятия "вид разрешенного использования" и "категория земель", в силу чего неправильно применена норма ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации. Изменение вида разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства" осуществляется с сохранением категории земель, поскольку и в том, и в другом случае земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, ввиду чего инициированная заявителем процедура соответствует ст. ст. 7, 27, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что изменение вида разрешенного использования земельных участков произведено в соответствии с решением главы совета сельского поселения "Русско-Юрмашский сельсовет" муниципального района "Уфимский район" от 13.04.2015 N 376 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1 и 02:47:130801:22, которое вынесено на основании норм действующего законодательства и в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела товариществу "НУР" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- площадью 74 001 кв. м, кадастровый номер 02:47:130801:22, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, Русско-Юрмашевский сельсовет (свидетельство о государственной регистрации права от 18.12.2013 серии 04АД 864934);
- площадью 74 446 кв., кадастровый номер 02:47:130801:1, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, Русско-Юрмашевский сельсовет, д. Шмидтово, АКХ "Гудок" (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2014 серии 04АЕ 224357).
Решением главы совета сельского поселения "Русско-Юрмашевский сельсовет" муниципального района "Уфимский район" Республики Башкортостан от 13.04.2015 N 376 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1 и 02:47:130801:22 с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для ведения садоводства".
Товарищество "НУР" 21.04.2015 обратилось в кадастровую палату с заявлениями N 02-0-1-281/3001/2015-7846 и N 02-0-1-281/3001/2015-7848 об учете изменений названных земельных участков в части изменения вида разрешенного использования с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на разрешенное использование "для ведения садоводства".
Кадастровой палатой 30.04.2015 по указанным заявлениям приняты решения N Ф/15-61678 и N Ф/15-61435 о приостановлении осуществления кадастрового учета, которые мотивированы тем, что согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, и в соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Ввиду неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении учета изменений объектов недвижимости товарищества "НУР", кадастровой палатой 31.07.2015 приняты решения N Ф/15-95964 и N Ф/15-96026 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Полагая решения кадастровой палаты от 30.04.2015 N Ф/15-61678 и N Ф/15-61435 о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконными и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, товарищество "НУР" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о государственном кадастре недвижимости) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с данным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Кадастровый учет в силу ч. 1 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 данного закона сведений об объекте недвижимости, к числу которых относится разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 вышеназванного закона, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если согласно данному закону такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства урегулировано в ст. 8 названного Федерального закона и не предусматривает специальных правил оборота земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
С учетом из вышеизложенных норм права, а также положений п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации оборот указанных земельных участков регулируется нормами данного Кодекса.
Как следует из п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с п. 2 ст. 77 названного Кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, и при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа положений п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
С учетом положений ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов" с учетом порядка, установленного ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Между тем, в материалы дела не представлены доказательства осуществления в установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" порядке перевода спорных земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1 и 02:47:130801:22 из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Помимо этого, порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства урегулирован Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), в силу п. 4 ст. 13 которого орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных названной статьей (п. 1 ст. 14 Федеральный закон N 66-ФЗ).
Согласно п. 11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 4 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса.
Иного порядка предоставления гражданам и их объединениям земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 66-ФЗ не содержат.
Таким образом, земельным законодательством установлены различный порядок и условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и для целей ведения садоводства.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон N 66-ФЗ допускают использование для ведения садоводства только тех земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и их некоммерческим объединениям.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, а именно решения кадастровой палаты от 30.04.2015 о приостановлении осуществления кадастрового учета N Ф/15-61678 и N Ф/15-61435, решение главы совета сельского поселения "Русско-Юрмашский сельсовет" муниципального района "Уфимский район" от 13.04.2015 N 376, решения кадастровой палаты от 31.07.2015 N Ф/15-95964 и N Ф/15-96026 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, суды установили, что решение от 13.04.2015 N 376, принятое главой совета сельского поселения "Русско-Юрмашский сельсовет" муниципального района "Уфимский район", которым первоначально был изменен вид разрешенного использования данных земельных участков с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства", не подлежит применению в качестве основания для изменения разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, невозможно без изменения категории земель.
Таким образом, поскольку товарищество "НУР" не предоставило кадастровой палате документы, свидетельствующие о соблюдении процедуры предоставления спорных земельных участков для ведения садоводства или указывающие на осуществление в установленном порядке перевода земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1 и 02:47:130801:22 из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, суды обоснованно признали, что заинтересованное лицо правомерно отказало в осуществлении кадастрового учета изменений в сведения о разрешенном использовании земельных участков, и отказали в удовлетворении требований.
Довод товарищества "НУР", изложенный в кассационной жалобе, о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:1 и 02:47:130801:22 произведено на основании нормативного правового акта, принятого уполномоченным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах полномочий, в связи с чем кадастровой палатой необоснованно отказано в кадастровом учете изменений, отклоняется судом кассационной инстанции, с учетом вышеизложенного как основанный на неверном толковании норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанции, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы дачным некоммерческим товариществом "НУР" был представлен чек-ордер от 21.01.2015 об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей. Согласно положениям пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении кассационной жалобы относится на ее заявителя. В этой связи на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2015 по делу N А07-18948/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "НУР" - без удовлетворения.
Возвратить дачному некоммерческому товариществу "НУР" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по чек - ордеру от 21.01.2016.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.