Екатеринбург |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А60-17634/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л. Н.,
судей Гайдука А.А., Черкасской Г.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВК-Альянс" (далее - общество "АВК-Альянс", заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определением от 02.03.2016 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 10.03.2016.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "АВК-Альянс" - Паникарова Ю.В. (доверенность от 12.03.2015 N 5);
Министерства здравоохранения Свердловской области (далее - Министерство) - Белошевич С.О. (доверенность от 11.01.2016 N 12-1).
Общество "АВК-Альянс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области:
- о взыскании 1 185 975 руб. 43 коп. долга по государственному контракту от 26.12.2012 N 0162200011812002544;
- о взыскании 40 249 312 руб. 53 коп. долга по государственному контракту от 26.12.2012 N 0162200011812002545.
Ответчиком предъявлен встречный иск:
- о расторжении государственного контракта от 26.12.2012 N 0162200011812002544 на сумму неоказанных услуг в размере 1 189 082 руб. 76 коп.;
- о расторжении государственного контракта от 26.12.2012 N 0162200011812002545 на сумму неоказанных услуг в размере 41 390 767 руб. 74 коп.
Решением суда от 29.09.2015 (судья Воротилкин А.С.) первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 (судьи Суслова О.В., Дружинина Л.В., Кощеева М.Н.) решение суда отменено в части удовлетворения первоначального иска, в остальной части решение оставлено без изменения.
Общество "АВК-Альянс", не согласившись с названным судебным актом, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции неверно применены положения ст. 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению общества "АВК-Альянс", Министерство, прогнозируя (планируя) объем услуг, которые должна будет оказать фармацевтическая организация, исходит из численности граждан, включенных в Федеральный регистр, а не из того, сколько граждан фактически придет в аптечные организации. Соответственно Министерство определяет объем ранее закупленных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в отношении которых фармацевтической организации надлежит оказать комплекс предусмотренных контрактами услуг. Общество "АВК-Альянс" указывает, что услуги фармацевтической организации обезличены и представляют собой доставку определенного количества ранее закупленных лекарственных препаратов до указанных Министерством аптечных организаций. Таким образом, в данном случае, невозможность отпуска лекарственных средств конкретным гражданам возникла по вине заказчика, а именно вследствие неправильной оценки Министерством численности граждан и их потребностей, поскольку на момент формирования аукционной документации и заключения государственных контрактов ответчику указанные данные были известны.
Истец считает, что в спорных контрактах от 26.12.2012 сторонами конкретизировано, что оплате подлежат услуги именно по организации обеспечения (доступности) граждан лекарственными препаратами, то есть действия исполнителя направленные на обеспечение наличия препаратов в каждой аптеке для каждого рецепта.
Кроме того, общество "АВК-Альянс" полагает, что судом в нарушение ст. 67,68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приняты в качестве доказательств подписанные сторонами дополнительные соглашения от 07.05.2014 к спорным государственным контрактам. Данные соглашения были заключены по истечении первого квартала 2014 года, когда Министерство располагало полной информацией об исполнении государственных контрактов в 2013 году. Подписывая указанные соглашения, Министерство признало факт оказания услуг как в рамках финансирования за счет средств областного бюджета, так и за счет средств федерального бюджета.
Помимо этого, заявитель ссылается на то, что в силу п. 2,3,4 ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о социальной помощи), постановления Правительства Свердловской области от 25.04.2012 N 406-ПП, от 11.03.2013 N 291-ПП "Об обеспечении реализации полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Свердловской области", распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 2516-р "О распределении в 2013 году субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов", Министерство здравоохранения Свердловской области получило в виде субвенций из федерального бюджета денежные средства на оплату оказанных обществом "АКВ-Альянс" услуг в спорный период. При этом субвенции из федерального бюджета представляются в том объеме, который определен субъектами Российской Федерации и необходим для исполнения государственной программы оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, независимо от того, какое количество граждан физически придет в аптечное учреждение и предъявит рецепт.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении первоначального иска судами установлено, что между Министерством от имени Свердловской области (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 26.12.2012 N 0162200011812002544 (далее - контракт N 544).
По условиям указанного контракта (п. 1.1) исполнитель обязуется оказывать услуги по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральная программа обеспечения необходимости лекарственными средствами - далее федеральная программа) и гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета (областная программа), в соответствии со ст. 6.2 Закона о социальной помощи, с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения и обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Свердловской области от 21.11.2012 N 91-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 N 1658-ПП "О порядке предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета", именуемым в дальнейшем - граждане, в соответствии с регламентом (приложение N 1 к контракту) (далее - оказание услуг по обеспечению граждан), на условиях, установленных настоящим контрактом, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги по обеспечению граждан.
Срок оказания услуг по обеспечению граждан: с 01.01.2013 по 31.12.2013 (с учетом п. 3.1 и 3.5 контракта).
Согласно п. 2.1.1 контракта N 544 фармацевтическая организация приняла на себя обязательство организовать оказание услуг по обеспечению граждан в соответствии с качественными характеристиками, в сроки, с соблюдением кратности выполнения, указанными в регламенте (приложение N 1 к контракту), в том числе заключить договоры с аптечными организациями, включенными в реестры приказами министра здравоохранения Свердловской области от 08.10.2012 N 1148-п "Об утверждении реестра аптечных организаций для отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также продуктов лечебного питания для детей-инвалидов по рецептам врача (фельдшера) бесплатно гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в 2013 году" и от 08.10.2012 N 1149-п "Об утверждении реестра аптечных организаций для отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача (фельдшера) бесплатно и на льготных условиях гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета, в 2013 году".
Пунктом 2.1.9 установлено, что единицей оказанных услуг является обеспеченный рецепт на изделие медицинского назначения и специализированный продукт лечебного питания, выписанный гражданину, с учетом п. 3.8.
В соответствии с п. 2.1.17 исполнитель принял на себя обязательство ежемесячно в срок до 15 числа следующего месяца представлять заказчику сводный реестр рецептов в электронном виде.
После получения от заказчика результатов первичной экспертизы (медико-экономического контроля) представлять подписанные в 2-х экземплярах акты сдачи-приемки оказанных услуг по обеспечению граждан раздельно по федеральной и областной программам с приложением следующих документов:
- счет на оплату оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан лекарственными препаратами;
- счет-фактура на сумму оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан лекарственными препаратами;
- реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные гражданам бесплатно, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме;
- реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные гражданам с 50 процентной скидкой, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме (областная программа).
В соответствии с п. 2.1.21 документами, подтверждающими исполнение исполнителем своих обязательств, являются документы, указанные в п. 2.1.17 настоящего контракта.
Цена контракта составляет 22 370 652 руб. (п. 3.1).
Пунктом 3.3 предусмотрено, что заказчик осуществляет оплату счетов исполнителя ежемесячно, по факту оказания услуг, в течение 15 банковских дней, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в настоящем контракте, за счет средств областного бюджета (в течение 1-4 кварталов 2013 года), а также поступивших в виде субвенций, предоставленных из средств федерального бюджета в бюджет Свердловской области, после акта первичной экспертизы (медико-экономического контроля), указанного в п. 2.2.6 настоящего контракта, на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг по обеспечению граждан с приложением следующих документов:
- счет на оплату оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
- счет-фактура на оплату оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
- реестры рецептов на изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, отпущенные гражданам бесплатно, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме (принятые к оплате после экспертизы);
- реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные гражданам с 50 процентной скидкой, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме (принятые к оплате после экспертизы) (областная программа).
На основании п. 3.5 заказчик осуществляет оплату услуг по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, исходя из стоимости услуги за обеспечение одного рецепта, которая рассчитывается исходя из цены настоящего государственного контракта (п. 3.1) и составляет не более 120,69 руб.
При этом оплата услуг исполнителя уменьшается на сумму денежных средств возмещенных гражданами, имеющими 50 процентную скидку по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета (п. 3.5.2).
Срок действия настоящего контракта: с 01.01.2013 по 31.12.2013, но в любом случае до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по настоящему контракту, включая взаиморасчеты (п. 9.1).
В регламенте оказания услуг по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (приложение N 1 к контракту N 544) определен объем рецептов на изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания: по федеральной программе не более 102 000 шт., по областной программе не более 98 400 шт.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 07.05.2014 к контракту N 544 о расторжении контракта в части оказания услуг по программе обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств областного бюджета на сумму 3 107 руб. 33 коп.
В названном соглашении (п. 2) зафиксировано, что услуги, подлежащие оказанию в соответствии с п. 1.1 контракта, в установленный контрактом срок оказаны на сумму 22 367 544 руб. 67 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 11 386 260 руб. и за счет средств областного бюджета на сумму 10 981 284 руб. 67 коп.
Исполнителем предъявлена заказчику претензия от 11.02.2015 N 44 о погашении 1 185 975 руб. 43 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных в рамках контракта N 544;
Судами также установлено, что между Министерством от имени Свердловской области (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 26.12.2012 N 0162200011812002545 (далее - контракт N 545).
По условиям указанного контракта (п. 1.1) исполнитель обязуется оказывать услуги по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральная программа обеспечения необходимости лекарственными средствами - далее федеральная программа) и гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета (областная программа), в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения и обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Свердловской области от 21.11.2012 N 91-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 N 1658-ПП "О порядке предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета", именуемым в дальнейшем - граждане, в соответствии с регламентом (приложение N 1 к контракту) (далее - оказание услуг по обеспечению граждан), на условиях, установленных настоящим контрактом, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги по обеспечению граждан.
Срок оказания услуг по обеспечению граждан: с 01.01.2013 по 31.12.2013 (с учетом п. 3.1 и 3.5 контракта).
Условия контракта N 545 (п. 2.1.1, 2.1.9, 2.1.17, 2.1.2, 3.3., 3.5.2, 9.1) аналогичны условиям контракта N 544.
Цена контракта составляет 344 075 760 руб. (п. 3.1 контракта N 545).
Пунктом 3.5 контракта N 545 предусмотрено, что заказчик осуществляет оплату услуг по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, исходя из стоимости услуги за обеспечение одного рецепта, которая рассчитывается исходя из цены настоящего государственного контракта (п. 3.1) и составляет не более 123,10 руб.
В регламенте оказания услуг по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами (приложение N 1 к контракту N 545) определен объем рецептов на лекарственные препараты: по федеральной программе не более 2 400 000 шт., по областной программе не более 1 116 000 шт.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 07.05.2014 к контракту N 545 о расторжении контракта в части оказания услуг по программе обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств областного бюджета на сумму 1 141 455 руб. 21 коп.
В названном соглашении (п. 2) зафиксировано, что услуги, подлежащие оказанию в соответствии с п. 1.1 контракта, в установленный контрактом срок оказаны на сумму 342 934 304 руб. 79 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 234 864 000 руб. и за счет средств областного бюджета на сумму 108 070 304 руб. 79 коп.
Исполнителем предъявлена заказчику претензия от 11.02.2015 N 43 о погашении 40 249 312 руб. 53 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных в рамках контракта N 545.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных в соответствии с контрактами услуг (по приему от поставщиков, хранению, учету, отчетности, транспортировке в аптечные организации изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и лекарственных препаратов, заключению договоров с аптечными организациями, проведению погрузочно-разгрузочных работ, организации в аптеках обеспечения рецептов), общество "АВК-Альянс" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании долга.
Полагая, что истцом допущены существенные нарушения контрактов, выразившиеся в неоказании до истечения установленных сроков всего объема услуг, Министерство предъявило встречные требования о расторжении контрактов в соответствующих частях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальный иск полностью, и ссылаясь на ст. 431, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что факт оказания истцом услуг в полном объеме подтвержден материалами дела, в том числе подписанными сторонами дополнительными соглашениями от 07.05.2014 к контрактам, а отсутствие реестров рецептов отпуска лекарственных препаратов, выписанных конкретному гражданину, не свидетельствует о неоказании иных услуг, перечисленных в контракте. Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из недоказанности ответчиком обстоятельств, на которых основаны встречные требования.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и отказывая обществу "АВК-Альянс" в удовлетворении первоначального иска, пришел к выводу, что целью заключения государственных контрактов является организация обеспечения лекарственными средствами граждан, поэтому оплата услуг обусловлена предоставлением истцом определенных документов (акты первичной экспертизы, реестры рецептов на препараты), свидетельствующих о том, что лекарственные средства, в отношении которых обществом оказаны услуги по контракту отпущены гражданам. В отсутствии таких документов услуга не считается оказанной и соответственно, оплате не подлежит.
Суд кассационной инстанции полагает выводы суда апелляционной инстанции необоснованными на основании следующего.
Судами верно установлено, что условия обоих государственных контрактов свидетельствуют о том, что между сторонами возникли отношения по возмездному оказанию услуг, регулируемые нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Применительно к данному спору между сторонами имеются разногласия в понимании объема услуг, подлежащих оказанию исполнителем в рамках названных государственных контрактов и тех обстоятельств, при наличии которых услуги считаются оказанными в полном объеме.
Из пункта 1.1 государственных контрактов, а также Регламента, определяющего перечень услуг (приложение N 1 к контрактам) следует, что смысл оказываемых обществом "АВК-Альянс" услуг заключается в бесперебойном, постоянном обеспечении аптечных учреждений качественными лекарственными средствами и медицинскими изделиями, определенными в перечне, являющемся неотъемлемым приложением к государственному контракту.
При этом следует указать, что общество "АВК-Альянс" не осуществляло закупку данных лекарственных препаратов и медицинских изделий. Лекарственные средства закупались Министерством в рамках иных государственных контрактов и являлись собственностью последнего.
Иными словами, исполнитель был обязан оказать для Министерства комплекс логистических услуг по организации наличия и отпуска лекарственных средств и медицинских изделий в аптечных учреждениях Свердловской области.
Согласно буквальному толкованию условий данных государственных контрактов, на общество "АВК-Альянс" не возложены обязательства по оказанию услуги в виде непосредственного отпуска лекарственных средств населению.
При этом, пунктом 2.1.9 установлено, что единицей оказанных услуг является обеспеченный рецепт на изделие медицинского назначения и специализированный продукт лечебного питания, выписанный гражданину, с учетом п. 3.8. контракта. Также в контрактах указано, что заказчик осуществляет оплату услуг по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, исходя из стоимости услуги за обеспечение одного рецепта (п. 3.5). При этом в тексте государственных контрактов также используется понятие "обслуженного рецепта" (п. 2.1.13).
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.1.17, 2.1.21 предусмотрены определенные документы, необходимые для оплаты услуг, в том числе акты первичной экспертизы (медико-экономического контроля), акты сдачи-приемки оказанных услуг, счета, счета-фактуры, реестры рецептов на изделия, продукты, препараты, отпущенные гражданам.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора", при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Таким образом, Министерство, подготавливая проекты государственных контрактов и формулируя их условия, должно было приложить максимальные усилия к тому, чтобы соответствующие условия и конечная цель заключения таких контрактов были ясными, недвусмысленными и понятными сторонам соглашения.
В данном случае, толкование вышеназванных условий договора, а также термина "обеспеченный рецепт" осуществляется кассационным судом в пользу исполнителя, в том смысле, что в качестве подлежащих оказанию в рамках названных госконтрактов услуг подразумевалось обеспечение фармацевтической организацией доступности лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях в каждом муниципальном образовании Свердловской области.
Под обеспечением необходимыми лекарственными средствами определенных категорий граждан, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств", Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 понимается постоянное наличие лекарственных средств в аптечных учреждениях и возможность граждан при первой необходимости их получить (приобрести).
Факт осуществления истцом мероприятий по приемке лекарственных средств от поставщиков, их хранению, учету и ведению отчетности, транспортировке в аптечные организации и поддержанию наличия в них определенных государственным контрактом лекарственных средств подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а также не отрицается самим ответчиком.
Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (в том числе данные о поставках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания на склад общества "АВК-Альянс"; инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей; реестры договоров оказания транспортных услуг; реестры маршрутных листов; реестры договоров с аптечными организациями; реестры заявок аптек; расходные накладные; заявки и отчеты аптечных учреждений ), исследовав условия государственных контрактов о перечне и объеме подлежащих оказанию услуг с учетом доводов обеих сторон об их толковании (ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта оказания исполнителем предусмотренных контрактами услуг в полном объеме на заявленную сумму.
Поскольку ответчик в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств оплаты стоимости оказанных истцом услуг, суд первой инстанции на основании ст. 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворил первоначальный иск.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом апелляционного суда, сделанным со ссылкой на п. 2.1.17, 2.1.21, 3.3 названных контрактов о том, что поскольку отпуск гражданам изделий, продуктов и препаратов по рецептам в аптечных организациях, с которыми у исполнителя заключены договоры, не осуществлен и, соответственно, документы, необходимые для оплаты услуг, в том числе акты первичной экспертизы (медико-экономического контроля), реестры рецептов на изделия, продукты, препараты, отпущенные гражданам, на спорные суммы не оформлены, данные обстоятельства не позволяют произвести оплату исполнителю.
Непредоставление перечисленных в п. 3.3. контрактов документов не является основанием для отказа в оплате таких услуг при наличии доказательств их фактического оказания исполнителем.
Помимо этого, кассационный суд полагает, что судом первой инстанции были правомерно приняты во внимание подписанные сторонами дополнительные соглашения от 07.05.2014 к государственным контрактам. Данные соглашения заключены по истечении первого квартала 2014 года, когда Министерство уже располагало полной информацией об исполнении данных государственных контрактов в 2013 году. Подписывая указанные соглашения, Министерство признало факт оказания услуг на указанные в п. 2 суммы, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств областного бюджета.
Действительно, получение изделий, продуктов, препаратов по рецептам зависит от воли граждан, а не от действий сторон, в связи с чем достижение результатов деятельности исполнителя невозможно по объективным причинам.
Согласно п. ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает не подлежащими применению в данном случае положения п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что это обстоятельство должно влечь возникновение у заказчика обязанности возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы.
В данном случае услуги по обеспечению фармацевтической организацией доступности лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в аптечных учреждениях, истцом оказаны в полном объеме. Кроме того, стоимость услуги по отпуску лекарственных препаратов гражданам в цене контрактов не выделялась, и условия контрактов не позволяют ее выделить.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что суд первой инстанции верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно установил обстоятельства дела, а также дал им надлежащую правовую оценку, на основании чего пришел к выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований. В связи с чем у апелляционного суда отсутствовали установленные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены в указанной части решения суда первой инстанции, соответствующего нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба общества "АВК-Альянс подлежит удовлетворению.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду кассационной инстанции предоставлено право по результатам рассмотрения кассационной жалобы оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При изложенных выше обстоятельствах, а также с учетом того, что судом кассационной инстанции не усматривается несоответствия выводов суда первой инстанции материалам дела, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением кассационной жалобы общества "АВК-Альянс", судебные расходы общества "АВК-Альянс" по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Свердловской области.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу N А60-17634/2015 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2015 по делу N А60-17634/2015 оставить в силе.
Взыскать с Министерства здравоохранения Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АВК-Альянс" 3000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н.Черемных |
Судьи |
А.А.Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.