Екатеринбург |
|
15 марта 2016 г. |
Дело N А76-19447/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А. Ю.,
судей Лазарева С. В., Платоновой Е. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Димитриевым В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Углова Михаила Валерьевича и Фридмана Льва Григорьевича (далее - предприниматели Углов М.В., Фридман Л.В.) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2015 по делу N А76-19447/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: предпринимателя Углова М.В., предпринимателя Фридмана Л.В. - Шадрина Е.В. (доверенность от 04.03.2016); Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) - Усольцева О.С. (доверенность от 28.09.2015).
Предприниматель Фридман Л.Г., предприниматель Углов М.В. обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании недействительными решений, выраженных в сообщениях N 74/001/229/2015-438 от 10.07.2015, N 74/001/229/2015-436 от 10.07.2015 об отказе в государственной регистрации:
дополнительного соглашения N 2 от 29.05.2015 о внесении изменений и продлении действия договора УЗ N 001198-Вр-2010 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории г. Челябинска от 06.10.2010; дополнительного соглашения N 2 от 29.05.2015 о внесении изменений и продлении действия договора УЗ N 001267-Вр-2010 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории г. Челябинска от 06.10.2010, обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем государственной регистрации названных дополнительных соглашений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2015 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматели Углов М.В., Фридман Л.В. просят указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование судами норм права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что положения ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) распространяют свое действие только на вновь образуемые земельные участки в целях их первичного предоставления и не имеют отношения к ранее предоставленным земельным участкам. Заявитель полагает, что поскольку схема расположения спорных земельных участков была утверждена до 01.03.2015 - вступления в силу изменений земельного законодательства, следовательно предоставление таких участков в аренду на новый срок осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции до 01.03.2015. Так заявитель указывает, что схемы расположения земельных участков были утверждены распоряжениями заместителя Главы города Челябинска от 27.10.2009, то есть до вступления в силу с 01.03.2015 соответствующих изменений; решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 был утвержден порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска; Постановлением Администрации города Челябинска от 11.09.2013 был утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием и рассмотрение заявлений о продлении сроков действия договоров аренды земельных участков".
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между комитетом (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Ледянкиной Л.А. (арендатор) заключены два договора аренды:
- договор УЗ N 001198-Вр-2010 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска от 06.10.2010, по условиям которого арендатору на срок до 30.04.2015 в аренду передан земельный участок площадью 1 717 кв. м., расположенный по адресу: Копейское шоссе, 1, в Ленинском районе города Челябинска, кадастровый номер 74:36:0306027:29, из земель населенных пунктов (зона инженерной и транспортной инфраструктуры, земли общего пользования), находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования "Город Челябинск", для эксплуатации временной нестационарной автостоянки;
- договор УЗ N 001267-Вр-2010 аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта на территории города Челябинска от 06.10.2010, по условиям которого арендатору на срок до 03.05.2015 в аренду передан земельный участок площадью 382 кв. м., расположенный по адресу: Копейское шоссе, 1, в Ленинском районе города Челябинска, кадастровый номер 74:36:0306027:28, из земель населенных пунктов (жилая зона), находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования "Город Челябинск", для эксплуатации временной нестационарной автостоянки.
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
По актам приема-передачи от 06.10.2010 названные земельные участки переданы предпринимателю Ледянкиной Л.А.
На основании договоров передачи прав и обязанностей от 12.10.2012 с предпринимателем Ледянкиной Л.А. права по указанным договорам аренды земельных участков переданы предпринимателям Фридману Л.Г. и Углову М.В.
29.05.2015 между комитетом и предпринимателями Фридманом Л.Г. и Угловым М.В. на основании заявления от 16.01.2015, соглашения об уступке прав и обязанностей по договору от 12.10.2012 подписаны дополнительные соглашения N 2 к договорам аренды земельных участков. Предприниматели Фридман Л.Г. и Углов М.В. указаны в качестве арендаторов по договорам. Установлен новый срок аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0306027:29 - до 30.03.2020, земельного участка с кадастровым номером 74:36:0306027:28 - до 03.04.2020.
29.05.2015 заявители обратились в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации указанных дополнительных соглашений.
При проведении правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом были выявлены замечания, препятствующие проведению государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды, заявителям было предложено предоставить договор аренды, заключенный в соответствии с требованиями ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (уведомления от 10.06.2015 N 74/001/229/2015-438, от 10.06.2015 N 74/001/229/2015-436).
На основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), ввиду того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства, заявителями не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, Управление Росреестра отказало предпринимателям Углову М.В. и Фридману Л.Г. в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков (сообщения от 10.07.2015 N 74/001/229/2015-436, N 74/001/229/2015-438).
Полагая, что указанные отказы регистрирующего органа являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителей, предприниматели Фридман Л.Г. и Углов М.В. обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 указанной статьи, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если такие документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если такие документы не представлены в случаях, если обязанность по их предоставления возложена на заявителя.
Судами установлено, что заявители обратились в регистрирующий орган в целях регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков; данными соглашениями произведена замена стороны арендатора, таковыми указаны предприниматели Фридман Л.Г. и Углов М.В., а также был установлен новый срок аренды; приостанавливая, а впоследствии отказывая в государственной регистрации дополнительных соглашений, Управление Росреестра указало на необходимость предоставления договоров аренды, заключенных в соответствии с требованиями ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
По смыслу ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора (п. 31 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66).
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим на момент их возникновения.
На дату заключения дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков и обращения заявителей в регистрирующих орган (29.05.2015) действовал Земельный кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными в него Федеральным законом N 171-ФЗ.
Положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, признаны утратившими силу.
На основании п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 171-ФЗ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. Поэтому при отсутствии в совокупности условий п. 3 и п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п.1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах судами обоснованно сделан вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые отказы Управления Росреестра соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Ссылка заявителей на ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ судами обоснованно отклонена.
В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления его в силу органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как правильно указано судами, переходные положения Федерального закона N 171-ФЗ распространяют свое действие только на вновь образуемые из публичных земель земельные участки в целях их первичного предоставления и не подлежат применению в отношении ранее предоставленных в аренду земельных участков.
Доводы заявителя кассационной жалобы, отклоняются на основании вышеизложенного, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2015 по делу
N А76-19447/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Углова Михаила Валерьевича и Фридмана Льва Григорьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.