Екатеринбург |
|
30 марта 2016 г. |
Дело N А71-12635/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Кангина А.В., Матанцева И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" (далее - общество "СХП "Зарни Луд") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по делу N А71-12635/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики к обществу "СХП "Зарни Луд" о взыскании 1 131 107 руб. 30 коп.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) 29.10.2015 обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "СХП "Зарни Луд" о возврате обществом в бюджет 1 131 107 руб. 30 коп. - предоставленной на основании приказов Министерства от 23.04.2013 N 107 и N 108 субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.
Определением суда от 14.12.2015 (судья Мельников А.Ю.) исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) определение суда отменено; дело направлено в Арбитражный суд Удмуртской Республики для рассмотрения.
Общество "СХП "Зарни Луд" в лице конкурсного управляющего Сергеевой М.П. обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, считая необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о текущем характере обязательства общества "СХП "Зарни Луд" по возврату субсидий, указывает на то, что судом апелляционной инстанции неправильно определена дата возникновения денежного обязательства. По мнению заявителя, к спорным правоотношениям по предоставлению субсидии следует применять по аналогии положения п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации о предоставлении займа и исходить из того, что датой возникновения долгового обязательства является дата фактического получения кредитных средств, то есть датой возникновения денежного обязательства по предоставлению субсидии следует считать дату перечисления денежных средств - 25.04.2013, и поскольку субсидия перечислена до возбуждения дела о банкротстве общества "СХП "Зарни Луд" (13.12.2013), то требование по возврату субсидии не может являться текущим обязательством должника и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве как реестровое требование.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, считая правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что момент получения субсидии не имеет правового значения, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для возникновения обязанности по ее возврату; указывает на то, что обязательство по возврату субсидии в бюджет возникло у общества в момент нарушения условий предоставления субсидии, то есть после 01.01.2014 и после возбуждения дела о банкротстве общества, в связи с чем требование о возврате субсидии является текущим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о предоставлении в 2013 году субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской республики от 18.02.2013 N 71 (далее - Положение), приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 23.04.2013 N 107 "О предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства", N 108 "О предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства из федерального бюджета" обществу "СХП "Зарни Луд" предоставлена субсидия на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в общей сумме 1 131 107 руб. 30 коп.
Согласно п. 8 Положения численность поголовья племенных животных, племенных быков-производителей, на содержание которых была предоставлена субсидия, должна быть сохранена по состоянию на 1 января 2014 года. В случае сокращения поголовья племенных животных, племенных быков-производителей сумма субсидии подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в полном объеме в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 23 Положения установлено, что субсидии подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в следующем порядке: Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет заявителю письменное уведомление о возврате суммы предоставленной субсидии; заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики. В случае неперечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для принудительного их взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субсидия в сумме 1 131 107 руб. 30 коп. перечислена обществу "СХП "Зарни Луд" 25.04.2013.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.12.2013 по делу N А71-13490/2013 принято к производству заявление общества "СХП "Зарни Луд" о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.01.2014 общество "СХП "Зарни Луд" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника; конкурсным управляющим утверждена Сергеева М.П.
Министерство письмом от 27.02.2015 N 00624-02/8 потребовало от общества "СХП "Зарни Луд" представить в пятидневный срок со дня получения уведомления отчет о наличии животных за 2013 год по форме N 15-АПК и копию сведений федерального государственного статистического наблюдения N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства".
Ссылаясь на то, что в отчетности, направленной обществом письмом от 15.06.2015 N 08530-02, сведений о наличии у общества на конец отчетного 2013 года скота, на содержание которых была предоставлена субсидия, не имеется, Министерство письмом от 08.07.2015 N 02798-02/8 предложило обществу "СХП "Зарни Луд" в течение 10-дневного срока со дня получения письменного уведомления перечислить в бюджет Удмуртской Республики 306 520 руб. субсидии, полученной в соответствии с приказом от 23.04.2013 N 107, в бюджет Российской Федерации - 824 577 руб. 30 коп. субсидии, полученной в соответствии с приказом от 23.04.2013 N 108.
Уведомление получено обществом 13.07.2015.
Поскольку в добровольном порядке общество "СХП "Зарни Луд" не возвратило в региональный и федеральный бюджеты денежные средства, полученные в качестве субсидии, Министерство 26.10.2015 обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции оставил исковое заявление Министерства без рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитав, что указанное требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции, пересмотрев дело, пришел выводу о том, что заявленное требование относиться к текущим обязательствам общества "Зарни Луд" и подлежит рассмотрению в самостоятельном исковом производстве, в связи с чем отменил определение суда первой инстанции и направил дело в суд первой инстанции на рассмотрение по существу.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Пунктом 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Таким образом, требования о взыскании текущих платежей подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в порядке отдельного искового производства, а не в рамках дела о банкротстве должника.
Согласно п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Установив, что в рассматриваемом споре Министерством к обществу "СХП "Зарни Луд" предъявлены исковые требования о взыскании субсидий, которые подлежат возврату в связи с несохранением численности поголовья племенных животных, племенных быков-производителей, на содержание которых была предоставлена субсидия, при этом согласно Положению о предоставлении субсидий численность поголовья племенных животных, племенных быков-производителей, на содержание которых была предоставлена субсидия, должна быть сохранена по состоянию на 1 января 2014 года, соответственно, основания для возврата субсидий могли возникнуть у общества только после 01.01.2014, то есть после возбуждения дела о банкротстве общества "СХП "Зарни Луд" (13.12.2013), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае до 01.01.2014 у общества "СХП "Зарни Луд" не имелось денежных обязательств перед Министерством, следовательно, предъявленные Министерством денежные требования к обществу "СХП "Зарни Луд" следует отнести к текущим обязательствам общества, обоснованность которых проверяется в порядке отдельного искового производства, а не в рамках дела о банкротстве.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям по предоставлению и возврату субсидий подлежат применению по аналогии положения п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации о заемных обязательствах, в связи с чем обязанность по возврату субсидии следует отнести к долговым обязательствам, обязанность по возврату которых возникает с момента предоставления субсидии, являются ошибочными.
Правовая природа возникновения заемных обязательств и обязательств, связанных с предоставлением субсидий, различна; порядок предоставления и возврата субсидий регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации; оснований для применения по аналогии к спорным правоотношениям положений ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Таким образом, изначально в момент предоставления субсидии у получателя отсутствует обязательство по возврату субсидии в бюджет в отличие от заемщика, у которого обязанность по возврату заемных денежных средств возникает с момента их получения.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что при рассмотрении спорных правовых правоотношений момент получения субсидии не имеет правового значения, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для возникновения обязанности по ее возврату.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит.
Поскольку определением суда кассационной инстанции от 26.02.2016 обществу "СХП "Зарни Луд" была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины по кассационной жалобе до окончания кассационного производства, госпошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с общества "СХП "Зарни Луд" в доход федерального бюджета в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по делу N А71-12635/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.