Екатеринбург |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А76-11287/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сургутская лизинговая компания" (далее - ООО "Сургутская лизинговая компания") и общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ростехника" (далее - ООО "ТД "Ростехника", общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А76-11287/2015 Арбитражного суда Челябинской области
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Шарипов Р.Р. (решение учредителя от 24.09.2013 N 21), Марамзин В.Л. (доверенность от 24.07.2014);
Челябинской таможни (далее - Челябинская таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) - Ильичев А.С. (доверенность от 11.01.2016 N 4).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Челябинской таможне с заявлением, содержащим следующие требования:
1) признать незаконными действия Челябинской таможни, выразившиеся в выдаче 09.01.2013 паспортов транспортных средств на декларируемые ООО "ТД "Ростехника" по декларации на товары N 10504080/291212/0008029 транспортные средства;
2) признать недействительными паспорта транспортных средств, выданные 09.01.2013 на транспортные средства, декларируемые ООО "ТД "Ростехника" по декларации на товары N 10504080/291212/0008029 и обязать Челябинскую таможню выдать новые паспорта на указанные выше транспортные средства сроком до 31.12.2012 с соблюдением требований законодательства.
В последующем, 17.09.2015 ООО "ТД "Ростехника" уточнило заявленные требования:
1) признать незаконными действия Челябинской таможни, выразившиеся в выдаче 09.01.2013 паспортов транспортных средств на декларируемые ООО "ТД "Ростехника" по декларации на товары N 10504080/291212/0008029 транспортные средства;
2) обязать Челябинскую таможню внести изменения в паспорта транспортных средств, выданных 09.01.2013 на транспортные средства, декларируемые ООО "ТД "Ростехника" по декларации на товары N 10504080/291212/0008029, а именно в ПТС 74 УР 385511, ПТС 74 УР 385510, ПТС 74 УР 385509, ПТС 74 УР 385508, ПТС 74 УР 385507, ПТС 74 УР 385506, ПТС 74 УР 385505, ПТС 74 УР 385504, ПТС 74 УР 385503, ПТС 74 УР 385502, ПТС 74 УР 385521, ПТС 74 УР 385520, ПТС 74 УР 385519, ПТС 74 УР 385518, ПТС 74 УР 385517, ПТС 74 УР 385516, ПТС 74 УР 385515, ПТС 74 УР 385514, ПТС 74 УР 385513, ПТС 74 УР 385522, путем указания в графе "Особые отметки" даты выдачи паспорта 30.12.2012.
Определением суда от 19.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Сантехремстрой" (далее - ООО "Сантехремстрой"); индивидуальный предприниматель Арсланалиева Альбина Гусейновна (далее - ИП Арсланалиева А.Г.); ООО "Сургутская лизинговая компания"; закрытое акционерное общество "Коелгамрамор" (далее - ЗАО "Коелгамрамор"); Алиев Равиль Тагирович (далее - Алиев Р.Т.); отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пыть-Яху в лице отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ОМВД России по г. Пыть-Яху в лице ОГИБДД); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области в лице межмуниципального отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения "Тобольский" (далее - УМВД России по Тюменской области в лице МОГИБДД "Тобольский"); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения по городу Сургуту (далее - УМВД России по ХМАО - Югре в лице ГИБДД по г. Сургуту); Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области); общество с ограниченной ответственностью "Альфатранс" (далее - ООО "Альфатранс"); отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Печоре ГИБДД (далее - ОМВД России по г. Печоре ГИБДД); Барышев Виктор Валерьевич (далее - Барышев В.В.); ОГИБДД ОМВД России по г. Ураю; общество с ограниченной ответственностью "Материально-техническое снабжение) (далее - ООО "Материально-техническое снабжение").
Решением суда от 22.09.2015 (судья Белый А.В.) требования ООО "ТД Ростехника" удовлетворены: признаны незаконными действия Челябинской таможни, выразившиеся в выдаче 09.01.2013 паспортов транспортных средств на декларируемые ООО "ТД "Ростехника" по декларации на товары N 10504080/291212/0008029 транспортные средства. Также арбитражный суд первой инстанции обязал Челябинскую таможню внести изменения в паспорта транспортных средств, выданных 09.01.2013 на транспортные средства, декларируемые ООО "ТД "Ростехника" по декларации на товары N 10504080/291212/0008029, а именно в ПТС 74 УР 385511, ПТС 74 УР 385510, ПТС 74 УР 385509, ПТС 74 УР 385508, ПТС 74 УР 385507, ПТС 74 УР 385506, ПТС 74 УР 385505, ПТС 74 УР 385504, ПТС 74 УР 385503, ПТС 74 УР 385502, ПТС 74 УР 385521, ПТС 74 УР 385520, ПТС 74 УР 385519, ПТС 74 УР 385518, ПТС 74 УР 385517, ПТС 74 УР 385516, ПТС 74 УР 385515, ПТС 74 УР 385514, ПТС 74 УР 385513, ПТС 74 УР 385522, путем указания в графе "Особые отметки" даты выдачи паспорта 30.12.2012.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено. В удовлетворении требований общества отказано, с ООО "ТД "Ростехника" взысканы судебные расходы в пользу Алиева Равиля Тагировича в общей сумме 133114 руб. 64 коп.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемый судебный акт отменить, полагая при этом, что судом апелляционной инстанции сделан неправильный вывод о невозможности исполнить судебный акт первой инстанции и пропуске заявителем срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество указывает, что о нарушении своих прав оно узнало лишь после рассмотрения Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дел N А75-8945/2014, А75-12453/2014, А75-13022/2014. Судебные акты по указанным делам обязали заявителя вернуть уплаченные покупателями за транспортные средства деньги в связи с недостатками данного товара, причиной возникновения которых явились неправомерные действия таможенного органа. Данное обстоятельство влечет нарушение прав и законных интересов и возникновение значительных убытков на стороне заявителя.
Заявитель указывает, что действовал добросовестно, реализованный им транспорт был поставлен на регистрационный учет в органах ГИБДД, были выданы свидетельства о регистрации транспортных средств и государственные регистрационные знаки.
Вывод о том, что общество заведомо знало о недействительности паспортов транспортных средств, не подтвержден материалами дела, действия таможенного органа при выдаче ПТС не могли быть оценены обществом как нарушающие законодательство.
В кассационной жалобе ООО "Сургутская лизинговая компания" просит отменить постановление апелляционного суда, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при предоставлении таможенными органами деклараций на ввозимые транспортные средства и шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ и свидетельств, заявлений на выдачу паспорта, данных товарораспорядительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств и шасси. При декларировании транспортных средств было предоставлено одобрение типа транспортного средства N Е-CN.MT27.B.00054 со сроком действия по 31.12.2012. Партия транспортных средств была помещена под процедуру выпуска для внутреннего потребления 29.12.2012 по действующему ОТТС, однако, таможенный орган выдал паспорта транспортных средств 09.01.2013. Таким образом, таможенный орган, имея все необходимые документы для выдачи паспортов транспортных средств в 2012 году формально отнесся к выполнению государственной функции и выдал документы уже в 2013 году.
Также ООО "Сургутская лизинговая компания" не согласно с выводом суда о неисполнимости судебного акта, указывая, что только один покупатель спорных транспортных средств Алиев Р.Т. сдал паспорт транспортного средства на утилизацию, судом апелляционной инстанции не исследован вопрос использования транспортных средств другими участниками правоотношений, для многих это было основным источником к существованию и аннулирование регистрации транспортных средств поставило невозможность их использования в дальнейшем. Решением суда первой инстанции действиям таможенного органа дана судебная оценка и вынесено решение о необходимости внесения даты выдачи паспортов в паспорта транспортных средств в 2012 году. Таким образом, отношениям сторон придана правовая определенность и предупреждены правонарушения в сфере экономической деятельности, чем достигнута задача судопроизводства (п. 4 ст. 2 АПК РФ).
В силу п. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены. В мотивировочной части постановления должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого постановления; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права судом апелляционной инстанции вопрос о возможности дальнейшего использования транспортных средств по назначению и как следствие, внесение изменений в паспорта транспортных средств, не исследовался.
Челябинская таможня в представленном отзыве просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ООО ТД "Ростехника" на территорию Таможенного союза были ввезены транспортные средства - грузовые автомобили марки SHACMAN SX3255DR384 китайского производства в количестве 20 единиц, продекларированные по ДТ N 10504080/291212/0008029.
Указанные транспортные средства выпущены Челябинской таможней для внутреннего потребления 29.12.2012, что подтверждается отметкой "Выпуск разрешен" на декларации на товары N 10504080/291212/0008029.
При декларировании данного товара по указанной декларации на товары было представлено одобрение типа транспортного средства N E-CN.MT27.B.00054 со сроком действия по 31.12.2012.
Оплата утилизационного сбора для дальнейшей выдачи паспорта транспортного средства была произведена обществом 27.12.2012 и 28.12.2012, что подтверждается платежными поручениями от 27.12.2012 N 1251 и от 28.12.2012 N 1270.
Как следует из письма Челябинской таможни от 11.07.2014 N 25-17/9507, денежные средства поступили на счет Федерального казначейства 28.12.2012 и 29.12.2012.
Партия транспортных средств, декларируемых по ДТ N 10504080/291212/0008029, была помещена под процедуру выпуска для внутреннего потребления 29.12.2012 по ОТТС действующему до 31.12.2012, при этом паспорта транспортных средств выданы 09.01.2013 после уплаты утилизационного сбора.
В последующем органами ГИБДД МВД России регистрация спорных транспортных средств была аннулирована, поскольку транспортные средства выпущены в обращение по одобрению типа транспортных средств, срок действия которого на момент такого выпуска истек.
Положениями Технического регламента не допускаются выпуск в обращение (включая выдачу ПТС) транспортных средств на основании одобрения типа транспортного средства, срок действия которого истек.
То есть факт выпуска в обращение транспортных средств, с истекшим сроком действия ОТТС, послужил основанием для аннулирования регистрационных действий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель выполнил надлежащим образом обязанности, возложенные на него в силу таможенного законодательства, соответственно обязанность таможни выдать паспорт возникла с 29.12.2012, при условии срока действия ОТТС до 31.12.2012, таможенный орган должен был выдать паспорта в период с 29.12.2012 по 31.12.2012.
При этом суд пришел к выводу, что выдача паспортов транспортных средств 09.01.2013, то есть за пределами действия ОТТС не соответствует положениям Технического регламента и нарушает права и законные интересы заявителя, действия таможни являются незаконными.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно обязал таможенный орган внести изменения в паспорта транспортных средств, выданных 09.01.2013, путем указания в графе "Особые отметки" даты выдачи паспорта 30.12.2012.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обязывая таможенный орган указать в графе ПТС "Особые отметки" даты выдачи паспортов транспортных средств 30.12.2012, арбитражный суд первой инстанции не учел, что 30.12.2012 приходилось на воскресенье, т.е., на выходной день, и, более того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 581 "О переносе выходных дней в 2012 году", выходной день также переносился с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.
Невозможность реального исполнения решения арбитражного суда первой инстанции также заключается в следующем.
Паспорта транспортных средств находятся у собственников (владельцев) транспортных средств (в силу условий п. п. 4, 15 Положения о ПТС), а в ряде случаев (Алиев Р.Т.) паспорта утилизированы в соответствии с п. 51 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае Алиев Р.Т., сдав ПТС для утилизации, действовал добросовестно, и выполнял условия, указанные в письме-справке МРЭО УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области.
Более того, согласно имеющимся в материалах настоящего дела доказательствам, представленным при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (уведомление ГИБДД ОМВД России по г. Юраю; уведомление ГИБДД ОМВД России по г. Печоре от 09.04.2014 N 13/1149; уведомление ОМВД России по Коркинскому району Челябинской области от 04.04.2014 N 62/34-3740; письмо ОТОТ и РЭР ОГИБДД МО МВД России "Тобольский" УМВД России по Тюменской области от 06.06.2014 N 47/10-10045; письмо ГИБДД УМВД России по г. Сургуту от 09.04.2014 N 22/16-18330), указанные территориальные органы ГИБДД уведомили собственников транспортных средств о необходимости сдачи в целях утилизации, паспортов транспортных средств и государственных регистрационных знаков.
Пунктом 4 Положения о ПТС предусмотрено, что паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
Согласно п. 6 Положения о ПТС, таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ. Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
В силу условий п. 10 Положения о ПТС, дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси:
организациями и предпринимателями - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, изготовленные ими после 1 июля 1993 года;
таможенными органами - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года;
подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства во всех остальных случаях.
В выдаваемом паспорте в разделе "Особые отметки" производится запись "Дубликат. Выдан взамен ПТС (ПШТС)" и указываются серия, номер и дата выдачи оригинала паспорта и последующих выданных дубликатов, если ранее производилась замена паспорта. При замене паспорта, в котором таможенными или налоговыми органами, организациями и (или) предпринимателями, отнесенными в порядке, утвержденном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, к крупнейшим производителям, а также иными организациями и (или) предпринимателями проставлены отметки об уплате утилизационного сбора или о ранее принятых ими обязательствах обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты произведенными ими транспортными средствами своих потребительских свойств, в дубликат паспорта вносится аналогичная отметка (запись).
Замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства в день его обращения, а в случаях, требующих проведения дополнительных проверок, - решение о возможности замены паспорта принимается по их результатам в срок до 30 суток со дня поступления заявления.
Пунктом 15 Положения о ПТС предусмотрено, что паспорта хранятся у собственников или владельцев транспортных средств или шасси, которые представляют их в подразделения Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий с транспортными средствами в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
В соответствии с п. 16 Положения о ПТС, действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении собственников транспортных средств или шасси в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных разделом II настоящего Положения, которые передаются новым собственникам или владельцам.
При невозможности дальнейшего использования паспорта вследствие приведения его в негодность либо заполнения всех его реквизитов об изменении собственников транспортного средства либо шасси подразделением Госавтоинспекции по месту совершения последней сделки, направленной на прекращение и приобретение права собственности на транспортное средство либо шасси, взамен использованного паспорта выдается дубликат паспорта, в котором в разделе "Особые отметки" производятся записи о выданных ранее паспортах, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения и иными нормативными правовыми актами МВД России.
Замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства.
Сданные в подразделения Госавтоинспекции паспорта, в том числе в случае снятия транспортных средств с регистрационного учета вследствие их утилизации (списания), хранятся и уничтожаются в установленном порядке.
Согласно пункту 17 Положения о ПТС, организации и предприниматели, таможенные органы при выдаче дубликатов утраченных паспортов, а также торговые организации и предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами и (или) шасси, при утрате паспортов в наиболее короткие сроки ставят в известность о сериях и номерах утраченных паспортов подразделения Госавтоинспекции по месту их утраты, а собственники и владельцы зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств - подразделения Госавтоинспекции по месту последней регистрации транспортного средства. В случае хищения паспортов также ставится в известность орган внутренних дел по месту хищения.
Согласно п. 23 Положения о ПТС, при первичной выдаче паспортов внесение в них исправлений не допускается. При ошибочном заполнении паспортов они подлежат замене.
При ошибочном заполнении реквизитов паспорта, когда в соответствующие разделы паспорта ранее внесены записи об изменении права собственности на транспортное средство, необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел "Особые отметки" паспорта только организациями и предпринимателями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции, производящими оформление указанных паспортов в части касающейся.
Каждое изменение (исправление) и дополнение должно быть заверено подписью должностного лица и оттиском печати соответствующей организации (предпринимателя, органа, подразделения) либо личной номерной печати должностного лица таможенного органа.
Пунктом 41 положения о ПТС предусмотрено, что в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.
Согласно п. 47 Положения о ПТС, в строке "25. Дата выдачи паспорта" указываются число, месяц и год выдачи паспорта.
Вышеперечисленные нормы Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, свидетельствуют об отсутствии реальной возможности исполнения таможенным органом требования заявителя, удовлетворенного арбитражным судом первой инстанции об обязании Челябинской таможни внести изменения в паспорта транспортных средств, - поскольку, помимо того, что в распоряжении заинтересованного лица паспорта транспортных средств отсутствуют, а, предоставление ПТС в распоряжение таможенного органа зависит исключительно от волеизъявления собственников транспортных средств, не исключена возможность утилизации ПТС на основании п. 51 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, - что также делает неисполнимым судебный акт.
Кроме того, суд апелляционной инстанции посчитал пропущенным срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, считая, что общество является профессиональным участником таможенных отношений, зная о допущенных таможенным органом нарушениях реализовала транспортные средства, таким образом, именно по состоянию на 29.12.2012 (поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 581 "О переносе выходных дней в 2012 году", 30.12.2012 и 31.12.2012, рабочими днями не являлись), достоверно обладало информацией о нарушении Челябинской таможней прав и законных интересов общества.
Вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно ст. 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
В силу ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условия, что таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств -членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В соответствии со ст. 204 ТК ТС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном ТК ТС.
Транспортные средства относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, действовавшего до 01.01.2015, то есть в период спорных правоотношений и утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 720 (далее - Технический регламент).
Согласно п. 64 Технического регламента, действие одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) распространяется только на транспортные средства (шасси), выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.
В силу п. 65 Технического регламента номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) вносится в паспорт транспортного средства (шасси) каждого транспортного средства (шасси), относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям настоящего технического регламента. В паспорт транспортного средства (шасси) вносятся все особые отметки по ограничению в применении транспортного средства (шасси), содержащиеся в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси).
Наличие в паспорте транспортного средства (шасси) номера одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) является необходимым условием для выпуска транспортного средства (шасси) в обращение.
В соответствии с п. 5 Технического регламента "выпуск в обращение" - оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации.
В силу п. 55 приказа МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Положение о ПТС) паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые в позициях единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Согласно п. 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза;
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.
Пунктом 7 этой же статьи установлено, что паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых лицами уплачен утилизационный сбор.
Согласно п. 59 Положения о ПТС выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Таможенные органы при осуществлении действий по выдаче ПТС руководствуются приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Положение), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами порядка взимания утилизационного сбора, в том числе порядка его исчисления и уплаты, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".
В соответствии с пунктом 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Пункты 16 - 18 Положения, устанавливают порядок выдачи дубликата паспорта транспортного средства в случае невозможности дальнейшего использования паспорта вследствие приведения его в негодность либо заполнения всех его реквизитов об изменении собственников транспортного средства либо шасси, либо взамен утраченных паспортов.
Согласно п. 23 указанного Положения, при ошибочном заполнении реквизитов паспорта, когда в соответствующие разделы паспорта ранее внесены записи об изменении права собственности на транспортное средство, необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел "Особые отметки" паспорта только организациями и предпринимателями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции, производящими оформление указанных паспортов в части касающейся.
Каждое изменение (исправление) и дополнение должно быть заверено подписью должностного лица и оттиском печати соответствующей организации (предпринимателя, органа, подразделения) либо личной номерной печати должностного лица таможенного органа.
Таким образом, при неправомерной выдаче паспортов таможенным органом 09.01.2013, суд не усматривает препятствий для внесения в раздел ПТС - "Особые отметки" даты выдачи - 30.12.2012, без выдачи нового паспорта транспортного средства.
То, что данный день был выходным днем, не свидетельствует о невозможности внести исправление, так как на 29.12.2012 обществом все требования таможенного законодательства были исполнены. При этом только при обращении собственников транспортных средств в таможенный орган и предъявлении ПТС данное действие может быть осуществлено, что не делает судебный акт суда первой инстанции непонятным и неопределенным.
Утилизация паспортов транспортных средств покупателем по требованию ГИБДД также не может считаться условием неисполнимости, восстановление ПТС возможно в таком же порядке, как и при их утрате.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции признаёт правомерным вывод суда первой инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
В отношении пропуска обществом срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что материалы дела не содержат надлежащих доказательств злоупотребления правом со стороны заявителя при отчуждении транспортных средств.
В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Отказ в правосудии не допускается пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и противоречит сложившейся практике Европейского суда по правам человека, в соответствии с которой принцип международного права, запрещающий отказ от правосудия, является одним из всемирно признанных основополагающих принципов права (Golder v. United Kingdom, постановление от 21.02.1975). Уровень доступа к правосудию, обеспеченный внутренним законодательством, должен быть достаточным для обеспечения лицу "права на доступ", эффективность которого требует, чтобы лицо пользовалось ясной и конкретной возможностью оспорить действие, представляющее собой вмешательство в его права (F.E. v. France, постановление от 30.10.1998).
Таким образом, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград является первоосновой для совершения соответствующего процессуального действия.
Суд кассационной инстанции отмечает, что таможенный орган на момент рассмотрения данного спора выдачу ПТС считает правомерным, а свои действия законными. Так согласно письму от 11.07.2014 N 25-17/9507 Челябинская таможня подтверждает поступление перечисленных заявителем денежных средств на уплату утилизационного сбора на счет Федерального казначейства 28.12.2012 в 14-03 и 29.12.2012 в 14-05 соответственно.
В данном письме, адресованном ООО "ТД "Ростехника", таможенный орган указывает на то, что "Таким образом, транспортное средство, декларируемое по ДТ N 10504080/291212/0008029 было помещено под процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Таможенного союза 29.12.2012 по действующему ОТТС, фактически выпущено в свободное обращение 29.12.2012 решением таможенного органа согласно отметке "Выпуск разрешен" на указанной ДТ, ПТС выдан после уплаты утилизационного сбора 09.01.2013 года с соблюдением всех установленных нормативными документами условий. Основания для аннулирования либо внесения изменений в ПТС N 74 УР 385509 на транспортное средство SHACMAN SX3255 DR384, продекларированного по декларации на товары N 10504080/291212/0008029 и выпущенного для внутреннего потребления 29.12.2012, не усматривается".
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о пропуске срока для обжалования действий таможенного органа не подтвержден.
Возмещение судебных издержек Алиеву Р.Т. за счет ООО "ТД "Ростехника" при рассмотрении апелляционной и кассационной жалоб возмещению не подлежат, так как решение по данному делу принято в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А76-11287/2015 Арбитражного суда Челябинской области отменить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2015 по делу N А76-11287/2015 оставить в силе.
Взыскать с Челябинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью ООО "Торговый дом "Ростехника" в возмещение государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 3000(три тысячи) руб., в пользу общества с ограниченной ответственностью ООО "Сургутская лизинговая компания" в возмещение государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 3000(три тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.