Екатеринбург |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А60-17259/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17) (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2015 по делу N А60-17259/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областной специализированный центр медицинской реабилитации "Озеро Чусовское" (далее - учреждение здравоохранения) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к учреждению здравоохранения о взыскании 4 440 руб. 27 коп. в возмещение расходов на страховое обеспечение.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2015 (судья Гаврюшин О. В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Борзенкова И. В., Васильева Е. В., Голубцов В. Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба фонда - без удовлетворения.
Фонд обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию), ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об основах обязательного социального страхования), ст. 147 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, положения Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ от 29.06.2011 N 624н), на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, вывод судов об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения здравоохранения и наступившими убытками является неправильным, так как, нарушения в порядке оформления и выдачи листков нетрудоспособности могут быть выявлены только при проведении проверки медицинской документации учреждения здравоохранения и не могут выдаваться в ходе проведения камеральной, либо выездной проверки страхователя.
Также фонд указывает, что судами не принято во внимание то обстоятельство, что убытки причинены истцу действиями учреждения здравоохранения, которые нарушают нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Учреждение здравоохранения в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу фонда - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фонд на основании приказа от 15.09.2014 провел плановую проверку организации и состояния экспертизы временной нетрудоспособности в отношении учреждения здравоохранения за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, в ходе которой установлены нарушения Приказа от 29.06.2011 N 624н при выдаче, оформлении и закрытии следующих листков нетрудоспособности: 1) листок нетрудоспособности N 063693809527, выдан на имя Шарафиевой Татьяны Андреевны на период с 21.12.2012 по 05.01.2013. Пациентка находилась на стационарном лечении с 21.12.2012 по 05.01.2013 (16 дней). В первичной медицинской документации нет данных о проведении заседания врачебной комиссии. Период временной нетрудоспособности 05.01.2013 (1 день) не подлежит оплате за счет средств фонда; 2) листок нетрудоспособности N 063693960746, выданный на имя Крикуновой Ольги Борисовны на период с 26.01.213 по 11.02.2013. Пациентка находилась на стационарном лечении с 25.01.2013 по 08.02.2013. В первичной медицинской документации имеется запись о выдаче листка нетрудоспособности в другой медицинской организации с 19.01.2013. В протоколе заседания врачебной комиссии от 25.01.2013 N 27 разрешено продление листка нетрудоспособности с 26.01.2013 по 08.02.2013, что подтверждено записями в журнале ф.035/у-02. Всего период временной нетрудоспособности составил 21 день. Далее листок нетрудоспособности продлен на амбулаторное долечивание лечащим врачом с 09.02.2013 по 11.02.2013 (единолично). В протоколе заседания врачебной комиссии N 27 прописан период с 09.02.2014 по 11.02.2014, однако, данное продление не отражено в журнале ф.035/у-02. При сроке временной нетрудоспособности, превышающим 15 календарных дней, листок нетрудоспособности продлен лечащим врачом единолично, без разрешения врачебной комиссии. Период временной нетрудоспособности с 09.02.2013 по 11.02.2013 (3 дня) не подлежит оплате за счет фонда; 3) листок нетрудоспособности N 086246206624, выданный на имя Шенгур Николая Вячеславовича на период с 26.02.2013 по 13.03.2013. Пациент находился на стационарном лечении с 26.02.2013 по 13.03.2013 (16 дней). В журнале ф.035/у-02 отсутствуют данные о проведении врачебной комиссии по данному страховому случаю. Продление листка нетрудоспособности при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, осуществлено без разрешения врачебной комиссии. Период временной нетрудоспособности 13.03.2013 (1 день) не подлежит оплате за счет фонда.
Фондом составлен акт проверки от 18.09.2014 N 06/17/20, в котором отражены вышеуказанные нарушения.
Кроме того, 19.01.2015 в адрес учреждения здравоохранения фондом направлена претензия с требованием возместить ущерб в связи с выплатой пособия по временной нетрудоспособности в сумме 4 440 руб. 27 коп., в ответ на что учреждение здравоохранения направило протокол разногласий.
Исходя из того, что учреждение здравоохранения не возместило 4 440 руб. 27 коп. в добровольном порядке, фонд обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 Закона об основах обязательного социального страхования страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются в том числе пособия по временной нетрудоспособности.
Основанием для их назначения и выплаты является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона об основах обязательного социального страхования).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности (п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Пунктом 8 ч. 1 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования установлено, что страховщик вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Из положений главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение исковых требований о возмещении вреда (в настоящем случае - имущественного) возможно при наличии совокупности условий деликтной ответственности (внедоговорной ответственности за причинение вреда): наступление вреда (возникновение убытков) как негативных имущественных последствий для потерпевшего с обоснованием их размера; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда (в случаях, предусмотренных действующим гражданским законодательством, возможно возложение ответственности на причинителя вреда при отсутствии его вины).
Пунктом 4 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию установлено, что единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности застрахованного лица (п. 1 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию).
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования, страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о фонде), расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя (за первые два дня временной нетрудоспособности) (ч. 1 ст. 3 Закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию).
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением Фонда Социального Страхования России от 07.04.2008 N 81 (далее - методические указания), контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности следует обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации (п. 60 Методических указаний).
При этом пунктом 61 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно- профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
В п. 10 Положения о фонде определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Как следует из материалов дела, сумма, предъявленная фондом к взысканию с ответчика, является страховым возмещением по временной нетрудоспособности, уплаченной страхователем своим работникам и принятая к зачету.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 18.09.2014 N 06/17/20, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, правильно исходили из того, что действия учреждения здравоохранения по выдаче листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с заявленными истцом убытками, поскольку ответчик не является субъектом обязательного социального страхования.
При этом руководствуясь подп. 5 п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 22 Закона об основах обязательного социального страхования, п. 26 Приказа от 29.06.2011 N 624н, суд апелляционной инстанции указал на наличие оснований для выдачи листков нетрудоспособности застрахованным лицам, сделав правильный вывод об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нецелевом расходовании средств социального страхования отделением фонда.
Фонд, выплачивая пособие по временной нетрудоспособности, исполнял свои обязанности, возложенные на него законодательством об обязательном социальном страховании.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2015 по делу N А60-17259/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Свердловское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.