Екатеринбург |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А47-8184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Поротниковой Е.А, Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Государственного автономного учреждения культуры "Оренбургская областная филармония" (далее - учреждение, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2015 по делу N А47-8184/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Четверякова Е.О. (доверенность от 31.12.2015 N 01-11/00001), Дурасов П.Ю. (доверенность от 28.01.2016 N 03-11/00831);
учреждения - Съянова Н.А. (доверенность от 30.12.2015).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 23.05.2014 N 546.
Решением суда от 18.11.2014 (судья Третьяков Н.А.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 04.06.2015 (судьи Вдовин Ю.В., Поротникова Е.А., Черкезов Е.О.) указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
При новом рассмотрении решением суда от 01.11.2015 (судья Третьяков Н.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции N 546 от 23.05.2014 в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 27 050 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить принятые в ходе нового рассмотрения судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 5 НК РФ. Заявитель ссылается на то, что постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" улучшило его положение как налогоплательщика, кроме того, самим этим актом предусмотрено вступление его в силу со дня официального опубликования, следовательно, из абз. 4 ч. 1 и п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ следует, что утвержденная этим актом кадастровая стоимость подлежала применению при расчёте земельного налога за 2013 год.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2013 год принято решение от 23.05.2014 N 546, которым заявителю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 1 352 494 руб., начислены пени в сумме 71 173 руб. 64 коп., учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 27 050 руб.
Доначисление произведены ввиду исчисления учреждением земельного налога за участок с кадастровым номером 56:44:0434003:41, с применением кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 1122-п). Постановлением кадастровая стоимость изменена с 138 624 251 руб. 47 коп. на 48 457 986 руб. 08 коп. В п. 5 этого постановления установлено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования. Указанный нормативный акт публикован 27.12.2012. Инспекция отклонила ссылки налогоплательщика на данные обстоятельства как основания применения кадастровой стоимости в размере 48 457 986 руб. 08 коп. при расчёте налога за 2013 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 24.07.2014 N 16-15/08781 жалоба налогоплательщика на указанное решение оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 23.05.2014 N 546, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суды исходили из следующего.
В силу ст.ст. 389, 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Судами установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, проведенной в соответствии со ст.ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, введенными в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, утверждены постановлением N 1122-п. Пунктом 5 постановления N 1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования.
Как следует из постановлений Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2001 N 2-П, от 03.02.2013 N 17-П, регулирование правоотношений по уплате земельного налога обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, ввиду чего нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодательством для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ в редакции, действующей на 01.01.2013, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 названной статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В п. 3 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. В п. 4 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Судами правильно установлено, что постановление N 1122-п не относится к актам, перечисленным в п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ.
Довод заявителя жалобы о возможности одновременного обратного действия акта во времени и особого порядка вступления его в силу не опровергают вывод судов. Довод о наличии в постановлении N 1122-п неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ является основанием для его толкования в пользу налогоплательщика, не подтвержден содержанием нормативного акта, исследованного судами.
При новом рассмотрении дела суды признали правильным исчисление инспекцией налога и пеней, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 138 624 251 руб. 47 коп., утвержденной ранее принятым нормативным актом, и обоснованно отказали налогоплательщику в признании недействительным решения инспекции в данной части.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2015 по делу N А47-8184/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения культуры "Оренбургская областная филармония" - без удовлетворения.
Возвратить Государственному автономному учреждению культуры "Оренбургская областная филармония" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 13.04.2016 N 172516.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.