Екатеринбург |
|
22 июня 2016 г. |
Дело N А07-24074/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2016 по делу N А07-24074/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель кадастровой палаты - Кокшарова А.Ф. (доверенность от 26.10.2015 N 185).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к кадастровой палате о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92; о возложении на заинтересованное лицо обязанности по восстановлению в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - управление Росреестра), администрация сельского поселения Султанбековский сельсовет Муниципального района Аскинский район (далее - администрация сельского поселения Султанбековский сельсовет), общество с ограниченной ответственностью "Единое окно".
Решением суда от 05.02.2016 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92, на кадастровую палату возложена обязанность в течение двух недель с момента принятия решения суда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:04:180101:92.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, не передавая дело на новое рассмотрение принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Кадастровая палата указывает на то, что согласно Положению, утвержденному Приказом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 25.10.2011 N 128, она является органом кадастрового учета. В силу положений ст. 1, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) постановка и снятие с учета объекта недвижимого имущества, а также кадастровый учет в связи с изменением его уникальных характеристик осуществляется на основании заявления и предусмотренных законом документов. Таким образом, заявитель указывает на то, что он не проводит правовую экспертизу представленных документов и кадастровые работы, а лишь производит учет соответствующих изменений сведений кадастра. Кадастровая палата ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334, 02:04:180101:330, 02:04:180101:331, 02:04:180101:329 были поставлены на государственный кадастровый учет путем преобразования земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:91, 02:04:180101:92, 02:04:180101:94, 02:04:180101:95, 02:04:180101:96 на основании заявки от 22.12.2008 N К04/08-01-298 (заявитель - Суфиянов И.В.), поданной в порядке ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 221-ФЗ, постановления Главы администрации муниципального района Аскинсйи район от 14.05.2008, описания земельного участка (заказчик - Султанбековский сельсовет). Таким образом, заинтересованное лицо считает неправомерным удовлетворение требований управления Росимущества с учетом того, что названные действия юридических лиц по перераспределению земельных участков не оспорены. Кроме того, по мнению кадастровой палаты, судами не учтено, что спорные изменения в государственный кадастр недвижимости внесены им в результате поступления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение которого входит в полномочия управления Росреестра. Заявитель также ссылается на то, что в результате восстановления земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 произойдет пересечение его границ с границами земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:329, 02:04:180101:334, что является основанием для приостановления кадастрового учета, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним".
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Аскинский р-н, сельсовет Султанбековский, д. Султанбеково, ул. Центральная, является собственностью Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.09.2015 N 04/101/029/2015-17148.
Из кадастрового паспорта названного земельного участка и содержания письма кадастровой палаты от 19.08.2015 N 13926/11 следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92 снят с кадастрового учета 12.08.2010 и имеет статус "архивный", последующие номера данного земельного участка: 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334, 02:04:180101:330, 02:04:180101:331, 02:04:180101:329.
Названные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в результате преобразования земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:91, 02:04:180101:92, 02:04:180101:94, 02:04:180101:95, 02:04:180101:96, в качестве временных на основании заявки о постановке земельных участков на кадастровый учет от 22.12.2008 N К04/08-298 и постановления Главы администрации муниципального района Аскинский район от 14.05.2008.
Названным постановлением Главой администрации был утвержден проект перераспределения границ земельных участков, находящихся по адресу: Аскинский р-н, д. Султанбек, ул. Центральная, в том числе земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 и утверждены характеристики вновь образуемых земельных участков. Архивные сведения о вышеназванном земельном участке обусловлены осуществлением государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:330 Сафиуллина Альберта Анасовича, на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:331 - Насртдинова Раузата Шаукатовича, на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:329 - сельского поселения Султанбековский сельсовет муниципального района Аскинский район. На земельные участки 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334 зарегистрированных прав не имеется.
Ссылаясь на то, что действия кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 повлекли утрату права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
Таким образом, суды верно указали, что действия регистрирующего органа, связанные со снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок утрачивает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
Согласно положениям п. 13 ст. 27, п. 10 ст. 26, п. 10 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2, 3 ст. 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что оспариваемые действия совершены кадастровой палатой на основании заявления о постановке земельных участков на учет с приложением следующих документов: постановление главы администрации муниципального района Аскинский район от 14.05.2008, которым утвержден проект перераспределения границ земельных участков по адресу: Аскинский р-н, д. Султанбек, ул. Центральная (в том числе земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92) и утверждены характеристики вновь образуемых земельных участков. Следовательно, постановка на кадастровый учет образуемых земельных участков изначально предполагала совершение таких действий в результате перераспределения земельного участка, относящегося к федеральной собственности. Вместе с тем, обращение в кадастровую палату было произведено Суфияновым Илгамом Валинуровичем, который не являлся представителем, действовавшим от имени управления Росимущества.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые действия кадастровой палаты в нарушение положений п. 2, 3 ст. 20 Федерального закона N 221-ФЗ совершены по заявлению неуполномоченного лица. В результате данных действий в кадастр незаконно внесены сведения о прекращении существования в качестве объекта недвижимого имущества земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92.
Доводы кадастровой палаты об учетном характере его действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92, которые совершены на основании не оспоренных постановления администрации Аскинского муниципального района от 14.08.2008 и описания земельного участка, выполненного по заданию Султанбековского сельсовета, являлись предметом рассмотрения и оценки судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Признав оспариваемые действия незаконными, суды правомерно избрали в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя возложение на кадастровую палату обязанности в течение двух недель с момента принятия решения восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:04:180101:92.
Ссылка заинтересованного лица на наложение границ земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 на земельные участки с кадастровыми номерами 02:04:180101:329, 02:04:180101:334 непринята судом апелляционной инстанции с учетом положений ч. 4 ст. 24, п. 1 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ, правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12. Суд апелляционной инстанции верно указал на то, что при образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не прекращает своего физического существования, в связи с чем препятствия для восстановления записи о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Российской Федерацией не утрачено право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92, спора о праве на совпадающую часть земельных участков с администрацией сельского поселения Султанбековский сельсовет, судами не установлено. При наличии спора о границах земельных участков, он может быть разрешен в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты являются законными, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их отмены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2016 по делу N А07-24074/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.