Екатеринбург |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А71-12411/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Черкезова Е. О., Гусева О. Г.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ИНН: 1831047079, ОГРН: 1021801169510; далее - ГЖИ Удмуртской Республики, инспекция, административный орган, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по делу N А71-12411/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
ГЖИ Удмуртской Республики - Данилова Л.Н.;
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Добрый дом" (ИНН: 1831171335, ОГРН: 1151831000947; далее - общество "УК "Добрый дом", общество, управляющая организация) - Наумов Д.Н.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-Ремонтное Предприятие N 8" (далее - "УК "ЖРП N 8") - Шумкова О.О.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ижкомцентр" ("УК "Ижкомцентр"), общество с ограниченной ответственностью "Служба Единого Заказчика" (ООО "СЕЗ"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт" ("УК "Комфорт") о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "УК "Добрый дом" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившиеся в несовершении действий по внесению изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, в части включения сведений о многоквартирных жилых домах, расположенных по следующим адресам: г. Ижевск, ул. Герцена, 6; г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 26; г. Ижевск, ул. Карла Маркса, 276; г. Ижевск, ул. Коммунаров, 357; г. Ижевск, ул. Ленина, 29; г. Ижевск, ул. Лихвинцева, 50А; г. Ижевск, ул. Советская, 21; г. Ижевск, ул. Пушкинская, 254; г. Ижевск, ул. Пушкинская, 248 в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество "УК "Добрый дом" и обязании ГЖИ Удмуртской Республики совершить действия по внесению изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, в части включения сведений об указанных многоквартирных жилых домах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.02.2016 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены, бездействие ГЖИ Удмуртской Республики по несовершению действий по внесению изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в части включения сведений о многоквартирных жилых домах, расположенных в городе Ижевске по ул. Герцена, 6, ул. 10 лет Октября, 26, ул. К.Маркса, 276, ул. Коммунаров, 357, ул. Ленина, 29, ул. Лихвинцева, 50а, ул. Советская, 21, ул. Пушкинская, 254, ул. Пушкинская, 248 в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество "УК "Добрый дом" признаны незаконными, суд обязал административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе ГЖИ Удмуртской Республики просит постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Административный орган в кассационной жалобе указывает на то, что управляющей организацией поданы заявления без необходимых приложений к такому заявлению, а именно: отсутствовали необходимые сведения о реквизитах протоколов и договоров, протокол общего собрания собственников помещений в выборе управляющей организации.
ГЖИ Удмуртской Республики считает, что договоры управления многоквартирными домами с третьими лицами по данному делу, собственниками помещений в соответствующем доме не расторгнуты, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для внесения изменений в реестр лицензий. Полагает, что действия административного органа соответствуют требованиям законодательства и направлены на соблюдение жилищного законодательства, интересов собственников помещений и прежних отобранных по результатам конкурса, управляющих организаций.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
Муниципальным казенным учреждением города Ижевска "Служба технологического обеспечения Жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" проведены открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании "город Ижевск" в 2015 году.
По результатам конкурсов, итоги которых подведены 08.06.2015-15.06.2015 гг., отобраны следующие управляющие организации в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ул. Герцена N 6 - ООО "УК "ЖРП N 8"; ул. 10 лет Октября N 26 - ООО "УК "Ижкомцентр"; ул. К.Маркса N 276, N 254, 248 - ООО "Служба единого заказчика"; ул. Коммунаров N 357, ул. Ленина N 29, ул. Лихвинцева N 50А, ул. Советская N 21 - ООО "УК "Комфорт".
Между собственниками названных многоквартирных домов и управляющими организациями заключены договоры управления многоквартирными домами, сведения о которых включены ГЖИ Удмуртской Республики в реестр лицензий Удмуртской Республики.
Договор управления домом по адресу ул. Пушкинская N 248 в г. Ижевске между собственниками и победителем конкурса ООО "Служба единого заказчика" не заключен, спор о понуждении собственников заключить договор управления по иску ООО "Служба единого заказчика" рассматривается Октябрьским районным судом г. Ижевска.
Впоследствии собственниками спорных девяти жилых домов проведены внеочередные общие собрания, на которых приняты решения о выборе управляющей компании - общества "УК "Добрый Дом". Данное общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.2015, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1151831000947. Управляющей компанией 15.06.2015 получена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами с присвоенным номером N 018-000105. В открытом конкурсе по выбору управляющих организаций данное общество не участвовало.
Собственниками помещений приняты решения о расторжении договоров с прежними управляющими компаниями в многоквартирных домах по адресам, расположенным: ул. Герцена, 6 (протокол собрания от 28.07.2015); ул. 10 лет Октября, 26 (протокол собрания от 09.07.2015); ул. К.Маркса, 276 (протокол собрания от 25.06.2015); ул. Коммунаров, 357 (протокол собрания от 26.06.2015); ул. Ленина, 29 (протокол собрания от 29.06.2015); ул. Лихвинцева, 50а (протокол собрания от 25.07.2015); ул. Советская, 21 (протокол собрания от 15.06.2015); ул. Пушкинская, 254 (протокол собрания от 31.08.2015); ул. Пушкинская, 248 (протокол собрания от 17.06.2015).
Из материалов дела следует, что общество "УК Добрый Дом" письмом от 14.07.2015 N 36 (с отметкой о вручении; приложены также протоколы внеочередных собраний собственников жилых домов о выборе в качестве управляющей компании общество) уведомило Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска и ГЖИ Удмуртской Республике о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами по ул. Советская, 21, ул. Пушкинская, 248, ул. Ленина, 29, ул. К.Маркса, 276, ул. 10 лет Октября, 26.
В ответ на названное письмо административным органом сообщено о том, что направленное уведомление о начале деятельности по управлению спорными многоквартирными домами не подписано руководителем, представленные копии документов заверены лицами, полномочия которых не удостоверены, в связи с чем указанное уведомление оставлено без рассмотрения (письмо от 31.07.2015).
В адрес ГЖИ Удмуртской Республики направлена обществом "УК Добрый Дом" копия доверенности на имя Михайловой Е.И. (письмо от 31.07.2015).
Общество "УК Добрый Дом" уведомило Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска и ГЖИ Удмуртской Республике начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом по ул. Коммунаров N 357 (письмо от 07.08.2015 N 53, приложена копия протокола общего собрания собственников).
Административным органом сообщено обществу о том, что для внесения сведений в реестр лицензий необходимо представить дополнительные документы, в том числе договор управления, уведомление о расторжении договора с прежней управляющей компанией и др. (письмо от 31.08.2015).
Общество письмами от 23.09.2015 N 80, от 18.09.2015 N 75, от 13.10.2015 N 89 (с отметками о вручении) также уведомило инспекцию о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами по ул. Лихвинцева, 50А, ул. Пушкинская, 254, ул. Герцена, 6, приложив к письмам решения собраний о выборе управляющей компании и договоры управления.
Полагая, что невнесение сведений в реестр лицензий Удмуртской Республики сведений о нахождении спорных девяти многоквартирных домов в управлении общества, отсутствие мотивированных отказов во внесении сведений в указанный реестр лицензий общества "УК "Добрый Дом" нарушают права и законные интересы, управляющая организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество обязано представить в пакете документов уведомления о расторжении договора управления с прежней управляющей компанией.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии ГЖИ Удмуртской Республике, поскольку в отсутствие в спорный период нормативно установленного перечня документов для внесения изменений в реестр лицензий, административный орган, получив соответствующие уведомления, впоследствии протоколы собраний, договоры управления неправомерно не вносил в отношении данной управляющей компании сведения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 2, 3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 и 13 ст.161 названного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом. Собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (ч. 8.1, 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит. Анализ совокупности норм законодательства не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации
В силу ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Частью 1, ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В части 3 ст. 198 ЖК РФ до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ предусматривалось, что в течение трех дней со дня получения указанных в ч. 2 данной статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
После внесения указанных изменений, ч. 3 ст. 198 Кодекса установила, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, определенных в ч. 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращений управляющей компании в ГЖИ Удмуртской Республике не принят нормативно-правовой акт, регулирующий порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено также, что документы, предусмотренные в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04, обществом "УК "Добрый Дом" по многоквартирным домам, расположенным по ул. Лихвинцева, 50А, ул. Пушкинская, 254, ул. Герцена, 6 в инспекцию представлены. Договоры управления по остальным спорным домам обществом в адрес инспекции представлены только в декабре 2015 года, когда дело находилось на рассмотрении в арбитражном суде.
Применяя нормы ч. 2 ст. 198 ЖК РФ во взаимной связи с другими нормами главы 19 Жилищного кодекса, суд первой посчитал, что прежде чем включить сведения об управлении конкретного многоквартирного дома вновь избранной управляющей компанией, необходимо первоначально исключить сведения об управлении данным домом ранее избранной управляющей компанией, для чего необходимо следует представить в орган, ведущий реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомления о расторжении договора управления с прежней управляющей компанией.
Судом первой инстанции установлено, таких документов управляющей компанией в административный орган не представлено.
Между тем ч. 2, 3 ст. 198 ЖК РФ предусмотрена обязанность по размещению сведений о заключении, прекращении, расторжении договора управления на официальном сайте для раскрытия информации, а также по направлению их в орган государственного жилищного надзора возложена на лицензиатов.
Их указанного следует, что для лицензиата, с которым договор управления прекращен или расторгнут, также существует обязанность представить об этом сведения в инспекцию.
С учетом изложенного правильным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что возложение обязанности по представлению такой информации в ГЖИ на вновь избранную управляющую организацию незаконно.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательства в порядке, предусмотренном ст. 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что в спорный период отсутствовал нормативно установленный перечень документов для внесения изменений в реестр лицензий; административным органом, получены от общества "УК "Добрый Дом" соответствующие уведомления, протоколы собраний, договоры управления; инспекцией не внесены в отношении данной управляющей компании сведения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, обоснованно сделав вывод о незаконном бездействии ГЖИ Удмуртской Республики, выразившемся в несовершении действий по внесению изменений в реестр лицензий Удмуртской Республик в части включения сведений о спорных многоквартирных домах, в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество "УК "Добрый Дом".
Суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что невключение в реестр лицензий сведений о новой управляющей компании из-за того, что другой лицензиат не подает уведомление о расторжении с ним договора управления не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права вновь избранной общим собранием собственников помещений организации по управлению многоквартирном домом в сфере предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд, признавая незаконным бездействие ГЖИ Удмуртской Республике, верно посчитал, что в данном конкретном случае, инспекция не воспользовалось правом на получение от уполномоченного Министерства разъяснений по сложившейся спорной ситуации, указав на то, что документ, регулирующий спорные вопросы, уже находился в разработке Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного у суда апелляционной инстанции имелись основания для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах заявленные обществом "УК "Добрый Дом" требования правомерно удовлетворены.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные инспекцией в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на ином толковании норм права и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального или процессуального права. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не подтверждает неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
Кроме того, доводы заявителя проверялись судом апелляционной инстанции и были отклонены с приведением в обжалуемом судебном акте мотивов их отклонения.
Иных доводов и доказательств, которые не были исследованы апелляционным судом и которые свидетельствовали бы о его незаконности, в кассационной жалобе административным органом не приведено.
Нормы материального права апелляционным судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 делу N А71-12411/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.