Екатеринбург |
|
05 октября 2016 г. |
Дело N А71-11548/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Черемных Л.Н., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно - канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов" (далее - предприятие "Водоканал г. Глазова") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.03.2016 по делу N А71-11548/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятие "Водоканал г. Глазова" - Романов А.М. (доверенность от 06.09.2016 N 14-02/2667), Костюков С.А. (доверенность от 03.03.2016 N 14-09/0570),
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - общество "Управляющая компания") - Веретенникова Н.В. (доверенность от 03.03.2016 N 04/16).
Предприятие "Водоканал г. Глазова" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Управляющая компания" о взыскании убытков в сумме 414 852 руб. 09 коп., причиненных ненадлежащим исполнением обязанности по оплате услуг водоотведения.
Решением суда от 16.03.2016 (судья Морозова Н.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 (судьи Назарова В.Ю., Бородулина М.В., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Водоканал г. Глазова" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Заявитель указывает, что между сторонами спора имеются разногласия по поводу определения объема сточных вод. Ссылаясь на п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124) и п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) кассатор полагает, что расхождение в данных учета объема сточных вод возникло в связи с ненадлежащим исполнением управляющей организацией учета ресурса в многоквартирном жилом доме.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Управляющая компания" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприятие "Водоканал г. Глазова" является ресурсоснабжающей организацией, оказывает обществу "Управляющая компания" услуги водоснабжения и водоотведения.
В период с января по май 2015 года истец поставлял на объекты (многоквартирные жилые дома), находящиеся в управлении общества "Управляющая компания", питьевую воду, принимал сточные воды.
Договор водоснабжения и водоотведения в спорный период между сторонами спора заключен не был.
Для учета объема поступивших ресурсов все многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей и холодной воды, приборы учета сточных вод в указанных домах отсутствуют, что истцом не оспаривается (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как указал истец, объём сточных вод рассчитан ответчиком путём сложения объёмов холодной и горячей воды, поставленных в жилые и нежилые помещения многоквартирных домов, определенных на основании показаний индивидуальных приборов учёта, а при их отсутствии - расчётным методом, предусмотренным пп. "в" п. 21 Правил N 124, п. 42, 43 Правил N 354.
При этом, истец объем стоков определял с использованием данных коллективных (общедомовых) приборов учета горячей и холодной воды, суммируя их данные. При сравнении объемов сточных вод, определенных ответчиком на основании п. 42 Правил N 354, и объемов холодной и горячей воды, зафиксированных коллективными (общедомовыми) приборами, выявлено несоответствие.
Полагая, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по учёту предоставленных ресурсов, оказанных услуг, а также потерями на сетях, ответчиком не в полном объеме предъявлена к оплате жителям домов услуга водоотведения, в связи с чем у предприятия "Водоканал г. Глазова" возникли убытки, последнее обратилось в суд с настоящим иском.
По расчету истца, размер понесенных предприятием "Водоканал г. Глазова" убытков в сумме 414 852 руб. 09 коп. определен как разница между стоимостью услуги водоотведения, объем которой рассчитан исходя из суммы объемов, поставленных в многоквартирные дома в период с января по май 2015 года холодной и горячей воды и определенных на основании показаний общедомовых приборов учета, и стоимости услуги водоотведения, определенной в соответствии с Правилами N 354 и оплаченной ответчиком.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика гражданской правовой ответственности в виде возмещения убытков.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как верно указано судами, в отсутствие заключенного между сторонами спора письменного договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод сторонами, между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В п. 1 ст. 544 названного Кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги по поставке холодной воды, приему сточных вод оказывались обществу "Управляющая компания" не в целях дальнейшей перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, к правоотношениям сторон в спорный период (январь - май 2015 года) подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 124, Правила N 354.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления Пленума от 05.10.2007 N 57 и постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы, не могут быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива водоотведения.
На основании п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам.
В соответствии с п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из п. 29 Правил N 306 исключен абз. 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды". Упоминание о нормативе водоотведения на общедомовые нужды исключено из иных положений Правил N 306.
В предшествующих редакциях п. 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. С 01.06.2013 из указанного пункта постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Руководствуясь нормами действующего законодательства, приведенными в мотивировочной части настоящего постановления, суды пришли к правильному выводу о том, что в состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителям не предоставляется.
При таких обстоятельствах судами верно указано, что при отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг объема водоотведения расчетным методом исходя из объемов потребления горячей и холодной воды согласно показаниям общедомовых приборов учета противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42 Правилам N 354.
Принимая во внимание, что требования предприятия "Водоканал г. Глазова" основаны на расчете, произведенном с нарушением положений действующего законодательства, возлагают на ответчика как управляющую организацию обязательства, превышающие по объему обязательства граждан, что недопустимо, учитывая, что плата за водоотведение по нормативу на общедомовые нужды не может быть предъявлена обществу "Управляющая организация" и гражданам (ввиду отмены норматива с 01.06.2013), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части взыскания 414 852 руб. 09 коп.
Доводы истца о возникновении разницы в расчетах сторон вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по учету предоставленных ресурсов, занижении объемов отведенных сточных вод из жилых и нежилых помещений, не проведении работы по выявлению незарегистрированных, постоянно проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, были предметов рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для переоценки установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба предприятия "Водоканал г. Глазова" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.03.2016 по делу N А71-11548/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно - канализационное хозяйство г. Глазова" муниципального образования "Город Глазов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А.Сафронова |
Судьи |
Л.Н.Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.